Опубликовано в газете «Кто есть Кто» №1 (15)
1994 год.
Художник, его дочь и вилла на Капри
В чьих руках сейчас вилла на Капри, которую передали СССР во время визита Горбачева?
О Леониде Романовиче Сологубе, архитекторе-художнике серебряного века русской культуры в России знают лишь несколько посвященных, те, кто был знаком с его дочерью, русской парижанкой Ириной Леонидовной. Когда она дарила Советскому государству виллу своего отца на Капри - этот подарок был приурочен к приезду Горбачева в Италию в декабре 1989 года - представители советской интеллигенции, принимавшие символически этот подарок, серьезно полагали, что «Соллогуб» - потомок современника Пушкина, графа, автора «Тарантаса». Кстати, в чьих сейчас руках эта вилла - одному Богу известно.
Марина Черносвитова, историк.
О Леониде Романовиче Сологуб, конечно, нужно писать толстую книжку. Он - творец с мировым именем, имеющий не один десяток персональных выставок по всему миру, организатор выставок русских художников-эмигрантов, известный собиратель произведений искусства и живописи.
Художник Сологуб
О деятельности его в дореволюционной России писали много. 26-ой номер за 1915 год «Нивы» полностью посвящен Сологуб. В 1-ую мировую, Леонид Романович добровольцем ушел на фронт, служил в артиллерийском полку, стрелял и писал с натуры. Результатом военных походов стрелка-художника Сологуб явилась выставка «На войне», организованная Леонидом Романовичем в 1916 году в Императорской Академии Художеств в Петрограде. Выставка была организована в помощь детям бойцов за родину. На выставку не преминул откликнуться Александр Бенуа: «...работы архитектора-художника и артиллерийского офицера Л.Сологуба в Академии художеств, по духу, близки Гаршину и Толстому, а моментами даже наводят воспоминания о самых характерных среди верещагинских картин».
С семейством Бенуа у Сологуба были весьма натянутые отношения. В свое время, в 1911 году Сологуб выиграл конкурс на проект памятника к 300-летию Дома Романовых, опередив остальных соискателей, в том числе и ревнивых к успехам других Бенуа.
В январе 1918 года Л.Р.Сологуб женился на Анне Николаевне Красильщиковой и сразу уехал в свадебное кругосветное путешествие, на Урал, Алтай, в Сибирь. Коллекции рисунков этих областей России - пастель, цветной карандаш, уголь - известны во всем мире подлинным ценителям живописи. Дальше маршрут свадебного путешествия проходил через Харбин в Китай, Японию, Индию, Цейлон, Грецию, Италию. И отовсюду появлялись не просто рисунки, но и коллекции. Итальянская коллекция: из Венеции (жирный карандаш, цветной карандаш), Рима, Флоренции, Капри, Неаполя, Помпеи ... О художнике Л.Р.Сологуб пишут лучшие газеты и журналы Европы, Азии и Америки, как о «великом русском художнике». Он выставляется в самых престижных залах европейских столиц.
Последние годы жизни и творчества Л.Р.Сологуб прошли в Гааге. Там он и умер, в своей мастерской в 1956 году, так и не приняв чужого гражданства: «Ну, какой я голландец!» - с горькой ухмылкой отвечал он отказом на очередное предложение местных властей о принятии гражданства.
Его дочь Ирина Леонидовна
В памятные дни 1989 года на церемонии принятия виллы «Соллогуб» от советских литературоведов впервые услышали о графине Ирине Леонидовне Соллогуб: «Эта чудачка вот уже пятнадцать лет пытается подарить СССР коллекцию каких-то рисунков своего отца - а мы не берем!» «Видно, ничего они не стоят?!»..
Какая разница одно или два «л» в этой фамилии? Оказывается, большая. «ЛЛ» - это признак принадлежности к дворянскому роду: «Мой папа - из купцов 2-ой гильдии и никогда не претендовал на два «Л» в своей фамилии, - рассказала Ирина Леонидовна - хотя мог: он был известным меценатом... для императорской семьи, и Николай II жаловал ему графский титул. У меня есть все на этот счет документы!" Это Ирине Леонидовне показалось, что мы восприняли ее сообщение насчет графского титула скептически. И еще Ирина Леонидовна сообщила нам, прежде чем, начав болезненную для нее тему о «тяжбе» с власть предержащими города Краснодара, где она хотела бы открыть музей своего отца, передав в него все его коллекции, что особняк бывшего музея Калинина, что напротив Румянцевской библиотеки в Москве (ныне филиал музея революции), также завещан, фактически ей (ее матери, Анне Николаевне сестрой-владелецей этого особняка Еленой Николаевной Красильщиковой): «Я бы и там согласна устроить музей папы. Англия мне предлагает более роскошный особняк в Лондоне, но по воле папы все, чем владеют Сологуб, должно вернуться в Россию».
С Краснодаром, ну просто-таки анекдотические штучки происходят, как, впрочем, и с капринской виллой. Две фамилии у истоков передачи имущества Сологуб СССР (теперь -РФ) - академика Дмитрия Сергеевича Лихачева (официально эта передача шла по каналу Советского Фонда культуры) и некоего А.М.Ждановского... Дмитрий Сергеевич не раз высказывался устно и письменно о «личной признательности Ирине Леонидовне за дары, и что будет всячески поддерживать ее благородное начинание». А.Ждановский - «не пущать!» Вот и идет много лет переписка с Краснодаром (ныне Екатеринодаром) парижанки Сологуб. В одном из последних писем Ирине Леонидовне сообщают, что дом, на который она претендует «находится в ведомстве города, и там располагаются солидные организации. Предстоит долгий путь и длительное время для того чтобы решить вопросы расселения, капитального ремонта, реставрации». «Мне уже 74. Доживу ли?» - огорчается Ирина Леонидовна. Зато бывший партийный работник Краснодара, ныне «культурой заведывающий», приписывает: «Поздравляю Вас с Рождеством Христовым!». Другой, из департамента культуры и туризма, требует от Сологуб немало-немного, чтобы замолвил за нее слово сам. Президент Франции - обратился в департамент Краснодара..."с просьбой передать вышеупомянутый дом-особняк для использования его в качестве мемориального и художественного музея Вашего отца".
Еще в 1956 году она передала И.Л.Сологуб СССР три коллекции Леонида Романовича: «Город Ейск», «Мировая война 1914-1917», «Алтай и Сибирь». Много еще чего передала доверчивая Ирина Леонидовна чиновникам СССР, потом - РФ. «И не спрашивайте - сердце болит!», - говорит она нам. И добавляет: «Вы там, в России, дома, не можете разобраться кто есть кто? Кому можно доверять, а кто - жулик? А как мне, отсюда? Я половину своего состояния потратила уже на переписку и телефонные разговоры с этими людьми... С разных сторон они на меня выходят. И все - от имени России и во имя ее блага выступают!» «Вы знаете, я и к Борису Ельцину обращалась, когда он приезжал в Париж... Не верите - вот фотография».
Сейчас в этом особняке экспонируется выставка «Пути и судьбы русской эмиграции». Мы об этой выставке узнали в Париже от Ирины Леонидовны. Посетили ее - бедная выставка... Одно запомнилось на ней - громадных размеров картина, на которой в духе сов.пропаганды 20-30-х годов изображены «буржуа, бегущие из России». Искаженные, отвратные лица, не вызывающие ни жалости, ни сострадания... Мы переговорили с организаторами этой выставки и предложили им: «А почему на примере одной русской судьбы эмигранта не раскрыть столь болезненной, особенно в наше время, темы? Не вернуть в этот дом, к примеру, коллекции Л.Р.Сологуб, прекрасно, между прочим, могущие проиллюстрировать и пути, и судьбы русской эмиграции?»
Наше предложение было воспринято с пониманием...