Опубликовано в газете «Русский Вестник» №2
1994 год.
Подвижничество во имя России
Леонид Романович Сологуб
Об этом архитекторе-художнике серебряного века
русской
культуры в советской и постсоветской
России знают очень немногие.
Это подтвердилось и в знаменитом
доме на набережной
архитекторов-художников Ленинграда —
Санкт-Петербурга, где на наш вопрос, знают
ли они своего коллегу Леонида Романовича
Сологуба, нам ответили: "Знаменитая фамилия.
И Сологубов, и Соллогубов было
много, людей разных профессий и занятий".
Ответ, как видите, ничего не говорящий. Не
надо спешить и со словарями
советского периода — там нет имени человека, о котором
мы пишем. За исключением, правда,
небольшого справочника
"Золотой век художественных
объединений в России
и СССР (1820—1932)". (Издательство Чернышева.
Петербург. 1992). Здесь есть несколько
строк о Леониде Романовиче и его "мастерской трех
искусств" (Объединение живописцев, архитекторов и скульпторов.
С. -Петербург, 1912—1917).
Впрочем, не в 1917
году прекратила деятельность эта "мастерская", а в 1918, именно
тогда Сологуб покинул Россию.
... В январе 1918 Л. Р. Сологуб женился на
Анне Николаевне Красильщиковой и вместе
с ней сразу же уезжает в свадебное кругосветное
путешествие, которое включало
Урал, Алтай, Минусинск, Иркутск. Далее его
маршрут проходил через Харбин, Китай,
Японию, Цейлон, Грецию, Италию. Повсюду
художник создает произведения, складывающиеся в
целые коллекции, которые потом
неоднократно выставлялись в лучших художественных
галереях Европы. О художнике
Л. Р. Сологубе писали газеты и журналы
Европы, Азии и Америки, как
"о великом
русском художнике".
О Леониде Романовиче Сологубе, конечно,
нужно писать толстую книжку... Творец
с мировым именем, имеющий не
один десяток
персональных выставок в странах Азии
и Европы, организатор
выставок русских художников-эмигрантов
в 1920—30 годах в
Голландии, Франции, Италии, собиратель
произведений искусства.
Кстати, в 180-ю годовщину Бородинского сражения
Государственному Бородинскому
военно-историческому
музею-заповеднику из коллекции Леонида Романовича был
преподнесен в дар
медальон.
О деятельности художника в дореволюционной России
писали журналы. В частности,
один из номеров "Нивы" был полностью
посвящен Сологубу (№ 26,1915 г. ). В первую
мировую войну Леонид Романович добровольцем
ушел на фронт, служил в артиллерийском
полку, участвовал в военных действиях,
но искусство не оставлял. Выставка
его работ "На войне" была
организована самим художником в 1916 году в Императорской
Академии художеств в Петрограде
по поручению Ея
Императорского Высочества августейшего президента Императорской Академии художеств
Великой Княгини Марии
Павловны. Выставка имела благотворительные
цели: помочь детям бойцов, сражавшихся за родину, и
вызвала отклики среди
культурной общественности. В частности, Александр Бенуа
писал: "... работы архитектора-художника
и артиллерийского офицера Л. Сологуба в Академии художеств, по
духу близки Гаршину и
Толстому, а моментами даже наводят воспоминания о самых
характерных среди верещагинских картин".
Еще одной вехой в жизни и
творчестве Л. Р. Сологуба была знаменитая выставка,
организованная им в
январе—феврале 1924
года в Гааге для русских эмигрантов. На ней
демонстрировались работы Е.
Ширяева, Н.
Гончаровой, К. Горбатова, А. Яковлева,
М. Яковлева, М. Ларионова, В.
Масютина, А. Мильмана,
И. Похитонова и многочисленные
полотна самого Сологуба.
Последние годы жизни и творчества Л. Р. Сологуба
прошли в Гааге. Там он
и умер, в своей мастерской в 1956 году, так и не
приняв чужого гражданства: "Ну, какой
я голландец!" — с горькой
усмешкой отвечал он отказом на очередное предложение
местных властей о принятии гражданства.
Как важно наследие русского
художника, преданного
всей душой своей Родине, вернуть в Россию и показать
соотечественникам!
Ирина
Леонидовна Сологуб
В памятные дни декабря 1989 года
на Капри во время церемонии
принятия виллы "Соллогуб" от
знаменитых советских литературоведов
из ИМЛИ мы впервые услышали о "графине Ирине Леонидовне
Соллогуб". Кто-то сказал о ней: "Эта чудачка вот уже
пятнадцать лет пытается
подарить СССР коллекцию каких-то
рисунков своего отца — а мы не берем!". "Видно, они ничего не
стоят?!".
В этой истории много непонятного, начиная
с фамилии.
Какая разница, одно или два "л" в этой
фамилии? Оказывается,
большая, два "л" — это
признак принадлежности к дворянскому роду. "Мой папа — из купцов
2-й гильдии, никогда не претендовал на два "л"
в своей фамилии, — сообщила
нам Ирина Леонидовна во
время недавней встречи
в Париже, где она теперь
проживает, — хотя был
меценатом, известным в кругу императорской
семьи, и сам Николай
II
пожаловал
ему графский титул. На этот счет имеются
все документы", — Ирина Леонидовна
тем самым предупредила все наши вопросы
относительно своего титула.
Но для России нынешней это ничего не
значит. Ирина Леонидовна рассказала нам
о "тяжбе" с власть имущими города Краснодара
в связи с принятием от нее в дар
отцовского наследия, где по праву должен
находиться его музей.
С Краснодаром, как, впрочем, и с капринской
виллой постоянно происходят метаморфозы.
Заметим, что официально передача
коллекции Л. Р, Сологуба шла по каналу
Советского (ныне Российского) фонда культуры (академик Д. С.
Лихачев). Другим действующим лицом при передаче коллекции
был некто А. М. Ждановский. Он-то и избрал
тактику— "не пущать!" Вот и идет
много лет переписка с
Краснодаром парижанки
Сологуб. В одном из последних писем
(от 5 января 1993 года) Ирине Леонидовне сообщили, что
дом по улице Орджоникидзе, предназначавшийся под коллекцию,
"... находится в ведомстве
города и там располагаются солидные организации. Предстоит
долгий путь и длительное время для
того, чтобы решить вопросы
расселения, капитального
ремонта, реставрации, ... выселения
организаций... " и т. д. и т.п.
"Мне уже 74. Доживу ли?" — огорчается
Ирина Леонидовна. Дело дошло
до требований, чтобы
перед краснодарскими властями
ходатайствовал
лично президент Франции.
Причем проект письма с уже готовыми и выгодными
краснодарским чиновникам формулировками
беззастенчиво навязывается
столь высокой особе. Не удивительно, что в нем
"... дом-особняк для использования
его в качестве мемориального и художественного
музея" значится не как музей
Л. Р. Сологуба, а всего лишь,
как музей имени
Сологуба. Нетрудно догадаться, что
это дает возможность властям
размещать в музее любые материалы, какие им только
вздумается. Все же
откликнулся премьер-министр
Франции Ширак, направив
в Краснодар соответствующее
письмо с припиской: "С
почтением и надеждой на взаимопонимание" (май, 1992 г. ).
Но А. М. Ждановский всемогущ.
Ошиблись знаменитости из ИМЛИ — не 15
лет длятся отношения И. Л. Сологуб —дарительницы
с родиной ее отца. Еще в 1956 году
она передала СССР три коллекции Леонида
Романовича: "Город Ейск" (151 предмет),
"Мировая война 1914—1917"
(113 предметов), "Алтай и Сибирь" (83 предмета). Произведения
выполнены в технике акварели,
пастели и т. д. Доверчивая Ирина Леонидовна "культурным дядям и тетям" — чиновникам СССР, а потом РФ передала
немало и других
ценностей. На наши сочувственные
вопросы она сокрушенно
отвечала: "И не
спрашивайте — сердце болит!" Потом добавила: "Вы там, в России,
у себя дома, не можете
разобраться, кто есть кто? Кому
можно доверять, а кто —
жулик. А как мне, отсюда? Я половину своего состояния потратила
на переписку и телефонные разговоры с этими людьми... С
разных сторон они на меня
выходят. И все от имени России
и во имя ее блага выступают!
Я и к Ельцину
обращалась, когда он приезжал в Париж...
Не верите — вот фотография".
Эту фотографию Ирина Леонидовна вместе с копиями других
документов передала нам со словами
надежды на возвращение отцовского наследия
в Россию. Ведь его можно разместить и в Москве. Хорошо известно,
что особняк — здание бывшего музея Калинина, что расположено
напротив бывшей Румянцевской
библиотеки в Москве, ныне филиал
музея революции, был завещан матери
И. Л. Сологуб, Анне
Николаевне, ее сестрой,
владелицей этого особняка Еленой Николаевной Красильщиковой. "Я бы и там
согласна устроить музей папы", — говорит Ирина
Леонидовна, — и хотя мне предлагают более
роскошный особняк в Лондоне, но по
воле папы все, чем владеют
Сологубы,
должно вернуться в Россию".
Недавно в доме Красилыциковых (этот
дом построен князями Шаховскими и продан
ими Красильщиковым, которые его основательно
перестроили) во время ремонта
была найдена табличка, на которой золотыми
буквами написано: "Дом Елены Николаевны
Красильщиковой". В этом особняке
в настоящее время
экспонируется выставка "Пути и судьбы русской эмиграции". Об
этой выставке мы
узнали в Париже от Ирины Леонидовны и побывали на ней, как
только вернулись домой. Увы, от посещения выставки
запомнилось лишь одно: громадных
размеров картина, на которой
в духе советской пропаганды 1920—1930 годов изображены
"буржуа, бегущие из России". Искаженные отвратительные
лица, не вызывающие ни
жалости, ни сострадания... И это — правда?!
Мы переговорили с организаторами выставки,
предложив им на примере судьбы одного русского эмигранта
раскрыть столь болезненную,
особенно в наше время, тему.
Коллекции Л. Р. Сологуба,
прекрасно, между
прочим, могли бы проиллюстрировать и пути, и судьбы
русской эмиграции. Смысл экспозиции заключался бы еще и в
обстоятельном рассказе нашим соотечественникам
о жизни и творчестве архитектора-художника
Леонида Романовича Сологуба подвижничестве его во имя
России.
Марина ЧЕРНОСВИТОВА,
историк русской культуры,
сотрудник Международного
института Руси и славян.