Опубликовано в газете «Учительская газета»
В
царстве пламенного Ра
Недавно
мы с мужем гостили в
Лондоне у наших друзей, известных
британских палеоантропологов,
профессоров Сони и Срболюба
Живановичей. Вечерами, сидя у
камина, обсуждали
разные научные проблемы, волнующие современный
мир. Много говорили о
филологии и древних
языках: в это время мы
изучали арамейский язык и
сакральные тайнописи.
Естественно, зашла речь
и о Древнем Египте. Наши
друзья поведали о раскопках,
которые ведутся сейчас международными
археологическими экспедициями
на территории
современного Египта, в
долинах царей и цариц, где
хоронили фараонов и их
жен. Рассказы были захватывающими, и нам захотелось
окунуться в первоисточники по
египтологии.
Как известно, Британский музей в Лондоне — их
главное хранилище.
Поработав в Британском музее, мы
поехали в Египет с твердой
уверенностью, что нужно писать новую
книгу, несмотря на то, что
современная литература по Древнему Египту
необозрима. В Египте нам
повезло: представитель туристической
фирмы «Eagle
Travel»
Адель Мохамади,
помогавший нам с гостиницей и транспортом,
оказался филологом, получившим образование в Москве и Париже.
Его хобби был Древний Египет.
Сейчас, вернувшись в Москву, мы обрабатываем обширный материал,
привезенный из Лондона и Египта. Готовим книгу, которая будет
называться «Жрецы и фараоны». Отрывок из нее предлагаем
читателям «Учительской газеты».
...Аменхотеп
IV
вступил на трон в последних
лучах заходящего солнца славы великих городов-государств
Ханаана, Шумера, Аккада, минойцев-критян и микенцев. Тогдашняя
письменность была представлена рисунками предметов и животных,
окружавших человека Тайнопись — толкованием
рисунков, появляющихся на
поверхности верблюжьих
лопаток, черепаховых панцирей или просто
глиняных дощечек,
трескавшихся при нагревании
(прототип «невидимых
чернил»). Современников
Аменхотепа — по отношению к
письменам — можно
условно поделить на «грамотных», «неграмотных»,
то есть умеющих или не умеющих читать, и «посвященных», то есть
умеющих толковать тайнопись.
Жрецы были грамотными и посвященными.
Фараоны — грамотными.
Ближайшее окружение фараонов представляли неграмотные и
грамотные.
Солнце Египта, когда восходил на трон Аменхотеп
IV,
находилось в зените в результате завоеваний
XVIII
династии Египет стал мировой державой,
в состав которой входили, на юге — Нубия, на
севере — Ханаан, Сирия и часть шумеро-аккадской
территории. Великая египетская империя
развалилась при Эхнатоне.
После него наступил
период смуты и военная диктатура полководца
Хоремхеба
XVIII
династия выродилась. Тутанхамон,
неизвестно, чей сын, — Эхнатона или его
приближенного Семнехкара и одной из младших
дочерей — жен Эхнатона, взошел на трон в 8 лет при регентстве
военачальника Хоремхеба, умер загадочной смертью в 17 лет.
Эхнатон — первый правитель в мировой истории,
о котором с уверенностью можно сказать, что
он поклонялся единому Богу.
Больше того, в результате своей религиозной реформы он
сделал монотеизм
государственной религией, в результате чего Египет должен был
стать тоталитарной державой. Таким образом он, видимо,
старался удержать завоеванные
его предшественниками
земли под единым началом. В Древнем
Египте было свыше 2000 богов
и богинь. Половина из
них были боги универсальные, которым
поклонялись во всем Египте, а
не только в одной или нескольких областях-номах. Все боги так
или иначе были порождением или ипостасью главного
бога — Солнца Ра. И Атон, и Амон — в сущности
разные лица Ра, и сами по
себе они, таким образом,
не конфликтовали. В особом положении находился бог мертвых
Осирис, имея собственную сферу правления — подземное
царство. До того, как Аменхотеп
IV
провозгласил Атона единственным
Богом -для всех, этим богом — для всех был Осирис. До Аменхотепа
IV
отношение к богам, собственно, было не
религиозное, а культовое. Для того чтобы отношение к Атону стало религиозным, то есть духовным
(Атон в отличие от Ра,
Гора — не солнечный диск с
лучами, тем более не
сокол или жук, а животворящая сущность солнца.
Старое название «бог»-нут предполагало множественные
числа; Бог-Атон только в единственном числе), Аменхотеп
IV
сам написал два гимна в
честь Атона, в которых
неистово утверждалось,
что только
Атон — Бог, других богов нет. Любопытно, что Атон до Аменхотепа
IV
был солнцем заходящим
(солнцем Запада); восходящее солнце
(солнце Востока) олицетворял навозный жук скарабей.
Боги земные и небесные до Аменхотепа
IV
только присутствовали на земле и на небе и как
бы покровительствовали людям. Правил только
Осирис.
Основные источники сведений о богах — «Тексты
пирамид» — заупокойные ритуалы царей, вырезанные
на стенах внутренних помещений пирамид,
«тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах,
и «Книга мертвых» — опять же сборники
заупокойных текстов. В
подземном царстве не было каких-то особых богов — там все те же
небесные и земные боги. Древнего египтянина
готовили (да и сам он
готовился) к смерти с
рождения: фараон начинал
строить пирамиду, как
только
объявлялся царем. Аменхотеп
IV
не воевал
с Осирисом, просто «забыл» о нем и приказал
забыть своим подданным. Он ушел из Фив — столицы
Египта, где властвовал Амон, и основал
новую столицу Ахетатон —
горизонт Атона. В этой
столице не было ни слова, сказанного об Осирисе или подземном
царстве. Преследуя Амона, вытравив его имя из своего (вместо
Аменхотепа фараон стал
Эхнатоном), разрушив храмы Амона
и сбивая его изображения с
каменных стен, вместе
с тем этот фараон никак не изображал своего Бога:
«подлинного Бога нельзя видеть, он не имеет
форм» — это убеждение он пронес через всю
жизнь.
Но точно так же, по Эхнатону, нельзя было
видеть и смерть, ибо
загробной жизни нет. Нужно
сказать, древние египтяне
имели далеко не отвлеченное
представление об уходе из земной жизни
Судя по росписям стен гробниц
в Долине царей
(Рамсеса
IX,
Рамсеса
VI,
Аменофиса
II,
Рамсеса
II,
Тутмоса
III,
Сети
I,
Тутанхамона и др. фараонов),
отражающим тексты «Книги мертвых», «Молитв
Солнцу» и «Книги Дуэты», им были хорошо известны
и классифицированы феномены жизни после
жизни, вновь открытые реаниматологами и
психопатологами во второй половине нашего века:
черный длинный туннель, этапы
движения по нему с огромной скоростью (в ладье, как
полагали египтяне) в
сопровождении с «уплывающим» его охраняющей тени —
огромного черного жука скарабея.
Свет в конце туннеля — ослепительно яркое солнце. Им было
известно и состояние умирающего,
переживающего эти видения, — что-то вроде
предэкзаменационного. Экзамен нужно было
держать на страшном суде
перед лицом самого
Осириса, перед которым происходит психостазия — взвешивание
сердца умершего на весах, уравновешенных
истиной Маат (грешника пожирало и медленно переваривало страшное
чудовище Амт — лев с головой крокодила; праведника
ожидало оживление для счастливой жизни на полях иару).
Эхнатон обо всем этом «забыл»: ничего не
хотел слышать о загробной
жизни. Осириса нет в
памятниках Телль-эль-Амарны (так называются
ныне развалины Ахетатона).
Фараон ничего не хотел знать о преисподней и запретил мистические,
магические и колдовские
ритуалы, то есть всякую
деятельность жрецов Амона.
Нужно сказать, колдуны,
маги и прорицатели Древнего Египта обслуживали одного
бога — Осириса, хотя назывались
служителями Амона или других
богов. Задача этих жрецов была одна — помочь человеку
умирать и выдержать суд Осириса. Они помогали умирающему преодолеть все пороги на реке смерти.
Целительством египетские маги и колдуны не занимались. Лечили
человеческие душевные и телесные
недуги другие — жрецы храмов Тота, Сохмета,
Исиды и Имхотепа, покровители медицины и здоровья,
которые были профессиональными докторами по образованию.
Докторам Эхнатона было
запрещено упоминать своих богов.
Эхнатон, особенно в конце своей жизни, жестоко
преследовал магов, прорицателей, гадателей и колдунов. А
доктором считался лишь тот, кто мог оперировать, принимать
тяжелые роды или лечить
лекарствами — фармацевтика как отрасль медицины
сформировалась при этом фараоне. Жизнь египтян
как бы упростилась — все таинственное и всякие
таинства исчезли. Такой период, судя по записям,
длился недолго — около пяти лет. Так как
загадочное как таковое из жизни не пропало — не
все можно было объяснить и не всем можно было
управлять, Эхнатон вынужден был мистическое и
магическое отнести к своему Богу: служение Атону
стало обрастать магическими ритуалами. В это
время Эхнатону пришлось выступить не только главным
заклинателем Атона, но и его адвокатом: Бога
ведь никто не видел, а верить в него предписывалось.
Отсюда фараон вынужден был неистово подчеркивать,
что Бога видеть нельзя. (До Эхнатона
все боги были зримы и осязаемы и понятны).
В этот момент человеческой истории произошло
знаменательное событие: запретив поклоняться
богам Атона-Осириса, Эхнатон запретил изображать
их в письменности, то есть запретил в письме
пользоваться рисунками животных и птиц. Запрет
был гениальным толчком к возникновению невиданного
миром письма — словесного. Появился первый
алфавит. Финикийцы — самый практичный народ
— быстро подхватили новую идею и распространили, торгуя, на
севере материка и пограничных
землях письмо, получившее название финикийского.
Вместе с ним появились первые летописцы,
правда, века через три после смерти Эхнатона.
Финикийское письмо — предок арамейского, квадратного и
греческого письма — вытеснило не
только иероглифику Древнего
Египта, но и находившееся
в развитии так называемое линейное
письмо минойцев-критян,
письмо геометрических фигур и знаков (ветвь этого письма
коротка: Крит-Кипр, возраст 3 тысячи лет до н.э. —
II
век до н.э.),
вероятно, линейное письмо А также письмо ханаан.
Религиозная реформа Эхнатона обернулась глобальной
перестройкой здания человеческой
культуры: в слове знак
отделился от значении. Тайнопись также радикально
изменилась (трескающиеся на жиру лопатки и панцири
было запрещено толковать — магическое ушло в слово, которое
стало мистифицироваться, пока не было написано:
Вначале было Слово. И Слово был Бог и Бог был Слово. Эхнатон
правил 17 лет. Ровно столько
господствовал в Древнем Египте монотеизм.
После смерти фараон был объявлен еретиком.
Его религию запретили, последователи подверглись преследованию.
Маленький Тутанхатон
вынужден стать Тутанхамоном: Амон победил Атона
В Египте началась смута. На земном шаре вслед за смертью
Эхнатона произошли важнейшие
события, предопределившие ход человеческой
истории: ИСХОД евреев из Египта. СОЮЗ их в
Мребат-Кадеше, ЗАКОН, по которому они начали
жить. Начался библейский
период. На землях ми-нойцев-микенцев
стал господствовать ЭПОС.
В Каирском национальном музее находится каменный
колосс Эхнатона — мужчины с женскими
животом и бедрами. В Египте в
наши дни на каждом
углу можно купить голову Эхнатона — огромный
череп за счет непомерно больших теменных костей.
Сохранившиеся изображения Эхнатона представляют
его с крупными губами, носом и ушами.
Если учесть, что скульпторы
и художники Древнего Египта были крайне щепетильны в
изображении тел своих фараонов (там же, в Каирском музее,
есть каменный
колосс фараона Рамсеса
II.
Скульптура
отображает болезнь вен левой голени фараона,
что подтвердилось при изучении его мумии),
то Эхнатон страдал двумя серьезными врожденными
болезнями: черепа, получившей название
«череп штеттинского ткача», и желез внутренней
секреции, в результате которой недоразвиты
яички (отсюда женоподобность). Огромный череп
Эхнатона выходит далеко за пределы искусственно
деформированного (фараоны-новорожденные
подвергались, как и вожаки, например, инков,
направленной деформации черепа за счет
сдавливания височных костей новорожденного деревянными
дощечками). Психология и психопатология
«штеттинского ткача» хорошо изучена: в силу
своего уродства он не мог
смотреть вверх и вынужден был смотреть постоянно себе под ноги.
Он даже не мог смотреть в глаза собеседнику. Эти больные обладают
мрачным, замкнутым характером,
постоянно испытывают различные страхи
и прежде всего страх смерти, неспособны к
умственному напряженному
труду; бывают слабоумными,
всегда слабодушны, волевое усилие им также неведомо.
Вдобавок фараон не мог иметь
детей. Тем не менее фараон оказывается инициатором и
исполнителем грандиозной реформы. К
тому же у него было восемь
дочерей и, возможно, сын. Сие предстает весьма
загадочным, если не принять
во внимание особую роль, которая отводилась жене фараона —
Нефертити и его «серому
кардиналу»
Семнехкару.
Некоторые исследователи полагают, что Нефертити
— родная сестра Эхнатона. Благо, есть
изображения, на которых они
похожи чуть ли не как
близнецы. Царица принимала активное участие в
общественной и политической
деятельности супруга. Достаточно сказать, что именно
благодаря Нефертити фараон
изменил «царскую» форму общения
с подданными на «демократическую» — выходил
в народ под руку с царицей и гулял по
улицам Ахетатона как простой
смертный. Даже
изображать себя велел в позах «демократических» —
в объятиях жены, на руках с
ребенком, за обеденным столом, целующимся, играющим и т.п. Возможно, страной правил не
безвольный, больной и
пугливый фараон, а его блистательная красавица
Нефертити. Не случайно он
даровал ей свой титул
фараона — Нефернефруатон! В
отношении женщины это
было недопустимо. Палеоантропологи и
палеопсихологи полагают, что Нефертити обладала особыми чертами — отсюда
ее божественная красота, — не характерными для древних египтян и
народов, тесно общающихся с египтянами. Компьютерный
сравнительный анализ облика Нефертити
приводит к заключению, что ее образ является как бы архетипом
идеала красоты европейцев
в последующие тысячелетия, вплоть до
современности. Короче,
женщина для европейца
прекрасна и желанна настолько, насколько она
похожа на Нефертити. Только
Леонардо да Винчи в
своей «Джоконде» отступил от этого, используя мужской
прототип. Красота женская и впредь будет
развиваться в сторону Нефертити. Воистину в
имени Нефертити: красавица
грядет!
А теперь о Семнехкаре. На политической арене
он появился в разгар реформ Эхнатона. Его изображения
никому не известны. Некоторые исследователи
полагают, что Семнехкар — сама Нефертити, правящая
страной и мужем. Но Семнехкар
также получает титул Нефернефруатон (как и Нефертити),
но спустя почти десять лет после того, как этот титул
получила царица. Спрашивается:
зачем фараону дважды одним и
тем же титулом
награждать одного человека? Семнехкар был чрезвычайно близок
Эхнатону. Скорее всего именно он
был архитектором реформ, а не
больной и безвольный фараон. Возможно, Семнехкар действовал
вместе с Нефертити.
Не он ли был и отцом детей
Эхнатона? Возможно, с этой фигурой связана и еще одна тайна. В
настоящее время существует
три образа великого Моисея — законодателя и
просветителя: библейский
образ, запечатленный
Микеланджело в камне, и Моисей Зигмунда Фрейда.
Все три отличаются друг от друга. Совпадают они лишь в деянии.
Фрейд, предполагая, что Моисей — египтянин (об этом — отдельный
разговор), искал ему место среди приближенных Эхнатона:
«...возможно, принца, жреца,
высокопоставленного
сановника...» (Зигмунд Фрейд «Человек по
имени Моисей и монотеистическая религия». М. «Наука», 1993,
стр.16). Он не знал ничего о Семнехкаре
(в источниках по египтологии, которые Фрейд цитирует, имя
Семнехкара отсутствует).
Возникает проблема
идентификации Семнехкара и фрейдовского Моисея. Но это
уже другая история.
Семнехкару принадлежат слова: «Все боится
времени. Время боится пирамид». Самым красивым
цветом Семнехкар считал зеленый, любимый цвет Осириса.
Марина
ЧЕРНОСВИТОВА,
историк культуры