ТВОЯ ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА
Учёными найдена и выведена формула
смерти.
В поисках работы я каждый день просматривал
объявления. И однажды наткнулся на очень странное.
«Предсказываю — смерть!» — это было напечатано красной
краской. А дальше следовал обычный черный шрифт: «Каждый,
кто пожелает узнать, когда он умрет, может обратиться в наш
офис. Тестируем. При себе иметь три фотокарточки, желательно
равных размеров, на которых вы изображены пять, десять и
пятнадцать лет назад. А также обычное карманное квадратное
зеркало. Исследование платное. Тайна гарантируется...»
Я был заинтригован и отправился по указанному
адресу. ...Компьютер, факс, два телефонных аппарата,
сплошная японская техника.
— Прошу ваши фотокарточки и зеркало.
Работать будем с вашим зеркалом. Чтобы не было на наш счет
никаких сомнений. Наш тест основывается на теории
функциональной асимметрии человека... — сказала
обитательница офиса.
И приложила ребром зеркальце к фотографии,
где мне было лет шесть. Я увидел сначала лицо, составленное
из правой, а потом из левой моей половинки. Они были
совершенно разными.
— Ваше детское лицо обладает ярко выраженной
асимметрией, — заявила женщина. — Значит, в вас были
заложены нормальная психика и долгие годы жизни. Посмотрите,
что правое лицо шире левого на два миллиметра...
Она взяла вторую фотокарточку и проделала с
нею то же, что и с первой. Мои лица продолжали отличаться
друг от друга. Разница в их ширине была миллиметра полтора.
На третьей фотографии эта разница сократилась до
миллиметра...
— Сколько же мне осталось жить? — спросил я,
смутно обо всем догадываясь и холодея.
— Не торопитесь, — ответила женщина, — сейчас
вы сфотографируетесь,
— она указала на фотоавтомат с кнопочным
пультом управления, — а я введу ваши данные в компьютер,
чтобы вычислить закономерность исчезновения асимметрии...
На экране мелькали мои фотографии,
составленные из правых и левых половинок лица. И вот
замигала, запрыгала надпись: «Индекс возраста: 40/127»,
«коэффициент смерти — 10». Я передал женщине последнюю
фотографию — из автомата. На экране появились две мои
фотокарточки... совершенно одинаковые!
— Ваш коэффициент смерти — десять лет, —
задумчиво сказала женщина. — Это в пятнадцатилетнем
возрасте. Если бы вы пришли к нам, когда вам было
пятнадцать, то значит...
— Жить мне оставалось бы десять лет!
— Верно. Но сейчас вам двадцать пять. Не
отчаивайтесь. Возможно, какое-нибудь сильное потрясение
вернет вам асимметрию. Возвращаясь домой, я так задумался,
что проехал свою станцию метро. Пошел пешком. На Тверской у
светофора не успел остановиться на красный свет. Запоздало
взвизгнули тормоза. Очнулся в реанимации...
Это всего лишь фрагмент из рассказа доктора
философских и кандидата медицинских наук Евгения
Черносвитова. И в нем нет ни вымысла, ни мистики. Ученый
считает, что в ближайшем будущем вполне появятся вот такие
офисы, предсказывающие смерть.
Евгений Васильевич давно занимается
танатологии — наукой о смерти. Для начала он пытался изучить
посмертные маски великих. В его квартире собраны копии
посмертных масок Пушкина, Достоевского, Гоголя, Свердлова. И
даже Петра Великого. Это одна из лучших частных коллекций.
Посмертные маски, по мнению Евгения
Черносвитова, дают возможность заглянуть за порог смерти.
Вот, например, маска Пушкина. Такая тяжелая рана,
мучительная агония, и такое прекрасное, спокойное,
одухотворенное лицо! Маска человека, который не сводил счеты
с жизнью. Он подошел к своему итогу умиротворенным,
удовлетворенным тем, что сделал.
— Допустим, — говорит Евгений Черносвитов, —
что в период между клинической и биологической смертью
человека, когда мышцы продолжают сокращаться, продолжается и
духовно-психическая жизнь. Возможно, в этот короткий период
человек и подводит итог своей жизни, оставляя на лице
последнее выражение, точно характеризующее его. Посмертная
маска беспощадно срывает все предыдущие «жизненные маски».
Смерть обнажает сущность человека.
Над ковром висит посмертная маска
Достоевского. Современники считали его человеком сложным, а
кто-то даже и порочным. А в «последнем» лице его столько
благородства, что оно несет мощный заряд нравственной силы.
— Посмотрите, и вы убедитесь, — ученый
достает из шкафа маску Свердлова. — Смерть говорит всю
правду о человеке.
Маска Свердлова — воплощение зла во всем его
чистом и отвратительном виде.
Сколько было легенд о кончине Гоголя! Якобы
он уснул, а его живым в землю закопали. Потом проснулся,
перевернулся в гробу и задохнулся. Но глядя на последнее
лицо великого писателя, спокойное и умиротворенное, любой
криминалист, по словам Черносвитова, даст заключение: это
маска не спящего, а мертвого человека. Так был рассеян еще
один миф...
А вот вокруг смерти Есенина до сих пор не
утихают страсти. И виной тому его посмертные маски. Евгений
Черносвитов одним из первых отметил странный рубец на лбу.
По мнению экспертов, — Черносвитов возил маску по разным
городам, показывая коллегам, — маска отражает глубокие
физические страдания. Художник Анатолий Давыдов провел свое
расследование и сделал вывод, что поэт накануне смерти
плакал. Рубец вызывает серьезные предположения, что череп
был расколот. Можно фантазировать: кем и как. Посмертная
маска дает кое-какие наводки... Окончательные же точки над
«и» может расставить только эксгумация.
...Оказывается, в течение какого-то времени
после клинической смерти сокращаются не только мышцы, но и
вибрируют голосовые связки. Евгений Черносвитов пытался
«оживить» маски и заставить их говорить. ...Темная комната.
В центре стола — белое лицо, искаженное мукой. Свеча
медленно движется вокруг него. Один круг, другой. Пламя то
пляшет, вибрирует, то затихает. В его отблесках маска вдруг
начинает оживать. Появляется тонкая мимика... Зрелище не для
слабонервных.
— Маска не только оживает, но и начинает
говорить, — заявляет Черносвитов. — Правда, язык ее понятен
не всем.
Ученому удалось разговорить маски Пушкина,
Достоевского. Но содержание бесед он держит пока в секрете.
Считает, что эти исследования слишком субъективны, и для их
обнародования еще не пришло время. ...Работая с масками,
Евгений Васильевич сделал потрясающее открытие. Посмертная
маска абсолютно симметрична. Человек же асимметричен от
рождения: левая и правая сторона совершенно разные, а порой
противоречат друг другу. И чем больше разница левой и
правой, стороны, тем совершеннее человек в психическом,
духовном плане. Более выражены творческие способности, более
сильная воля.
— Исследуя фотографии людей, сделанные в
разные периоды, — рассказывает Евгений Васильевич,— я пришел
к выводу: с годами человек утрачивает или «растрачивает»
асимметрию. Вот почему лицо в юности — рельефное,
выразительное, а к старости как бы расплывается. Человек
умирает с симметричным лицом, истратив данную ему
«асимметрию». Один может «израсходовать» ее в сто лет,
другой — в двадцать пять. Утрачивается асимметрия —
сглаживаются черты лица. Это, если хотите, «шагреневая
кожа», которая нам дана.
Решаюсь на эксперимент, протягиваю ученому
две свои фотографии, сделанные с разницей в десять лет. Не
без внутреннего содрогания жду ответа, сколько же
«шагреневой кожи» мне осталось.
Оказывается, проверить это очень просто и
доступно каждому. Квадратное зеркальце ставится
перпендикулярно то к одной половинке лица, то к другой. На
меня смотрят два совершенно разных лица.
— Вам еще жить да жить, — успокаивает
Черносвитов. — Можно подсчитать, с какой скоростью вы
утрачиваете асимметрию и сколько вам еще пребывать в этом
мире...
Недавно Евгений Васильевич, обследуя своих
друзей на «асимметрию», вдруг обнаружил, что у самого
молодого из них лицо совсем симметрично. Тот впал в
состояние паники, требовал сказать, когда он умрет. Потом
махнул рукой, дескать, все это ерунда. Через два дня его
убили у подъезда собственного дома...
Татьяна Харламова.