УДК
614.253.8+616-092:[612.821+614.71(049.32)
В. Милев, К. Мечков.
Медицинская психология. Учебник для студентов. — София, 1985.—
155 с. (В. Милев, К. Мечков. Медицинская психология. Учебник
для студенти по психология. — София: Медицина и физкултура,
1985. — 155 с.)
Рецензируемая книга представляет
собой 2-е издание «Медицинской психологии» — учебника для
студентов медицинских институтов (1-е издание вышло в 1981 г.),
написанного известными болгарскими психиатрами и медицинскими
психологами В. Милевым и К. Мечковым. Это издание существенно
изменено и дополнено, преимущественно за счет разделов по
психологии больного, психотерапии и профилактике психических
заболеваний. Особое место в нем отводится проблеме
соматопсихологии. В отдельный раздел вошли вопросы
дискуссионного характера, связанные с проблемой сознания и
ценностного аспекта личности. Настоящий учебник, по признанию
авторов, преследует цель дать студентам-медикам полное
представление о медицинской психологии, обогащенной за последнее
время вкладом, который внесла в ее область психиатрия.
Во введении представлены краткие
исторические данные по медицинской психологии, отмечается роль
советских психиатров в деле развития этой новой отрасли
медицины. В разделе «Медицинская психология как наука» авторы
выделяют основные задачи, которые решает современная медицинская
психология. Это отношение больного к заболеванию (индивидуальное
значение болезни, социальное значение болезни), взаимоотношения
больного и окружающей его среды (несоциальная природная среда,
социальная среда, включающая бытовые условия, условия трудовой
деятельности, условия пребывания в больнице). Особо
подчеркивается значение взаимоотношений между больными и
медицинским персоналом. В этих взаимоотношениях выделяются
этический и деонтологический аспекты. Авторы верно отмечают, что
медицинская психология как наука базируется на знаниях структуры
нормальной психической деятельности в условиях здоровья и
болезни.
Авторы подробно рассматривают во
введении структуру нормальной психической деятельности, много
внимания уделяют при этом категориальному аппарату.
Анализируются такие сложные вопросы, как понятия сознания,
психической адаптации, взаимодействие личности и болезни,
конституция человека и конституционные типы. Особое внимание
отводится новому аспекту медицинской психологии — аксиологии
(аксиатики), где центральным выступает понятие ценностного
отношения (отношения личности как субъекта с миром вещей,
явлений, других личностей как неких ценностей). Психологические
защитные механизмы личности, по мнению авторов, нельзя раскрыть
вне ценностного подхода к человеку как субъекту. Только в этом
ключе расшифровываются и сложные взаимосвязи сознательного и
бессознательного. Авторы вводят новое понятие аксиопатологии,
которое, по их мнению, объясняет особенности психологической
защиты человека в его сложной системе отношений, возникающей в
состоянии болезни. Во введений подчеркивается также
необходимость обоснованного использования современных достижений
медицинской психологии в лечебно-реабилитационном процессе при
любом заболевании.
В главе, посвященной психологии
больного, авторы выделяют раздел соматогений и психогений,
отдельно рассматривают вопросы ятрогений. Общие и частные
вопросы психологии больного разбираются на клиническом материале
различных заболеваний (психических, неврологических и др.).
Особого внимания заслуживает детально рассмотренная авторами
проблема психосоматических заболеваний. Авторы верно
подчеркивают, что, несмотря на то что психосоматическое
направление в медицине возникло еще во время Гиппократа, до
настоящего времени объем и граница указанных заболеваний
окончательно не установлены. Подвергается обоснованной критике
концепция некоторых представителей западных психосоматических
школ о специфичности эффективных расстройств и телесных функций,
базирующихся на взглядах ортодоксального фрейдизма.
Пансексуалистским взглядам авторы противопоставляют свое
понимание психосоматических отношений, базирующееся на
материалистических представлениях о кортико-висцеральных связях.
В главе «Психика и лечебное
воздействие» интересны разделы, посвященные психологическим
проблемам медикаментозного лечения. Здесь подробно рассмотрены
некоторые стороны современного врачевания («антимедицина»,
«народная медицина», негативное отношение к лекарствам,
токсикоманические и суицидальные тенденции среди больных,
возникшие в связи с приемом лекарств, фармакогенный патоморфоз
заболеваний и др.).
В главе, посвященной психотерапии,
подробно излагаются исторические взгляды на роль и место
психотерапевтического воздействия на больного и приводится
собственная классификация психотерапевтических методов (глава
написана А. Алексиевым и В. Милевым). Психотерапевтические
методы делятся на три группы: рациональные, волевые и
эффективные. Они включают все известные до сих пор
психотерапевтические методики — от гипнотерапии и аутотренинга
до семейной психотерапии и социотерапии. Следует отметить раздел
о групповой психотерапии, психологические истоки которой авторы
видят еще в древних психических эпидемиях и храмовой медицине.
Они предлагают свои варианты групповой психотерапии, вводят
понятия «открытой» и «закрытой» группы (в последней все больные
одновременно начинают и заканчивают курс лечения, в «открытой»
группе происходит постоянное движение выписывающихся и вновь
поступивших больных). Касаясь психосоциальных факторов
заболеваний и их предупреждения, авторы обосновывают
необходимость создания среди различных категорий больных
«терапевтического общества» и подробно излагают принципы и
характер организации таких содружеств. Отдельными разделами
представлена психотерапия при психических заболеваниях,
алкоголизме и психосоматических расстройствах.
В главе «Психологические и этические
проблемы в лечебном процессе» авторы особо выделяют проблему
медицинской тайны, раскрытие которой считают уголовно наказуемым
действием, подпадающим под 145-ю статью Уголовного кодекса НРБ
(лишение свободы до 1 года или штраф до 200 левов). Здесь же
подробно рассматриваются права и обязанности медицинского
работника по отношению к больному и больного по отношению к
медицинскому работнику.
Последняя глава посвящена вопросам
формирования, укрепления и восстановления психического здоровья.
Авторы подробно обсуждают проблему превентивной психиатрии и
вводят понятие психовалеологйи (от «психе» — «душа» и «валео» —
«быть здоровым»). К превентивной психиатрии авторы относят такие
разделы, как психовалеология, психогигиена, психопрофилактика и
психофармакосанация., Под последней понимается широкое
применение различных фармакологических средств для профилактики
психических расстройств (это понятие аналогично понятию
«медикаментозная защита» Ю. А. Александровского).
Психовалеология рассматривается в
особом разделе вместе с вопросами психогигиены. Особое место
здесь отводится проблемам внутрисемейных отношений
(эмоциональный климат в семье, «отцы и дети», состояния
эмоциональной депривации, фрустрации, «кризисные» ситуации).
Рецензируемая книга вполне отвечает
требованиям, предъявляемым к современному учебнику по
медицинской психологии. В ней четко изложены основные цели и
задачи медицинской психологии на настоящем этапе. К заслугам
авторов, несомненно, относится и то, что они не обходят стороной
дискуссионные вопросы и смело предлагают собственные решения,
обоснованно вводят новые понятия, органически увязывают их с
традиционными общепринятыми.
К числу недостатков учебника можно
отнести некоторую схематичность изложения ряда важных вопросов
(проблема сознательного — бессознательного, психическая травма,
суггестия как фактор психотерапевтического воздействия и др.).
Книга В. Милева и К. Мечкова,
несомненно, полезна для студентов и преподавателей медицинских
вузов, врачей всех профилей и особенно для психиатров,
психотерапевтов и медицинских психологов.
Е. В. Черносвитов,
Р. С. Яцемирская (Московская
область)