УДК 616.89-02:[617.751.98 +
616.28-008.14](049.32)
В. Ф. Матвеев.
Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. — М.:
Медицина, 1987. — 184 с.
В рецензируемой монографии в
клинико-динамическом и возрастном аспекте анализируются
особенности психопатологических нарушений у слепых и глухих.
Подробно описаны невротические реакции, неврозы, невротические и
патохарактерологические развития личности, а также особенности
психотических нарушений при этом виде патологии. Автор
останавливается на слуховой и зрительной депривации как наиболее
часто встречающихся видах сенсорной депривации.
Знание ведущего симптомокомплекса,
развивающегося при различных дефектах зрения и слуха, позволяет
наметить адекватные лечебно-профилактические меры и составить
представление о возможном исходе болезненных расстройств,
успешно решать вопросы социальной адаптации и индивидуальной
реабилитации данной категории больных. Поэтому практическая
ценность рецензируемой книги очевидна.
Монография состоит из предисловия, 5
глав и указателя литературы.
В предисловии обсуждаются общие
вопросы сенсорной депривации, дается ее определение.
В 1-й главе «Общие вопросы
психологии при дефектах зрения» обсуждается проблема влияния
слепоты на формирование основных психических функций. Автор
справедливо замечает, что «этот вопрос с глубокой древности
привлекал к себе внимание психологов, врачей, философов и
педагогов». Не случайно в легендах Гомер предстает слепцом, а
анамнезис (познание), по Платону, осуществляется в темной
пещере. Автор рассматривает влияние слепоты на такие основные
параметры психической деятельности, как познание окружающей
действительности, ощущение и восприятие, внимание, память,
мышление, речь, особенности моторики, личность. Наиболее полно в
рецензируемой книге освещены вопросы психических нарушений при
дефектах зрения (2-я глава) и слуха (главы 3-я и 4-я).
Несомненной удачей автора является
рассмотрение психопатологических явлений в
сравнительно-возрастном аспекте. Психопатология слепоты и
глухоты предстает во всех основных измерениях, клинический и
возрастной критерии позволяют отметить все статические нюансы и
проследить особенности динамики психопатологических феноменов
широкого диапазона. Тщательно описаны формирование и динамика
невротических и патохарактерологических нарушений у слепых
детей. Правда, аналогичный раздел главы 4-й «Психические
нарушения у детей и подростков с врожденной и рано приобретенной
глухотой», написанный Л. М. Барденштейном, явно слабее. Не
выделены четко этапы формирования пограничных расстройств и не
прослежена достаточно подробно их динамика. Непонятной остается
роль почвы и среды в формировании психических нарушений.
Большой интерес в плане
дифференциально-диагностического подхода представляют разделы
2-й главы «Начальные проявления патохарактерологического
развития личности у детей без признаков органического поражения
ЦНС» и «Начальные проявления патохарактерологического развития у
слепых детей на фоне остаточных явлений органического поражения
ЦНС». Автор верно отмечает, что «влияние патологически
измененной почвы» (С. Г. Хислин) на формирование характера и
личности слепых детей практически мало изучено. Заслуживает
внимания обобщение данных, касающихся динамики
психопатологических нарушений у слепых детей. Автор пишет:
«Можно отметить возникновение у них в раннем возрасте (3—8 лет)
массивной невротической симптоматики, которую следует
рассматривать как проявление своеобразной компенсации в ответ на
воздействие различных микросоциальных факторов (невроз
адаптации). В последующие годы частота невротических реакций
значительно снижается, они выявляются лишь в период обострения
состояния и в пределах различных патохарактерологических
реакций». Здесь уместно вспомнить, что еще в первой половине XIX
века В. Ф. Саблер рассматривал некоторые психические
расстройства как приспособительные (компенсаторные) механизмы.
Интересным представляется
рассмотрение в книге взаимоотношений этиологического фактора
слепоты с факторами второго разряда (неправильное воспитание,
соматические болезни, остаточные явления органического поражения
мозга и др.), немаловажными в структуре и динамике
патохарактерологического развития личности. Здесь введение
возрастного критерия проливает свет на многие клинические
особенности формирования краевой психопатии. Так, автор пишет,
что у некоторых детей начальные признаки заболевания появлялись
уже в 10—11 лет, они чаще отмечались в 12—17 лет, а в юношеском
возрасте были стойкими.
Чрезвычайный интерес представляет
раздел «Соматоневрологические особенности слепых», к сожалению,
очень краткий (всего 1 с). Автор пишет: «Слепота... оказывает
существенное влияние на внешний облик, соматический и
неврологический статус человека», слепые «подвержены
аллергическим и простудно-инфекционным заболеваниям, что,
по-видимому, является результатом пониженной иммунобиологической
реактивности». Не здесь ли ключ к пониманию глубоких
психосоматических корреляций при многих вариантах сенсорной
депривации? К сожалению, эта мысль осталась нераскрытой и не
подтверждается клиническим материалом.
В 3-й главе освещаются вопросы,
связанные с влиянием глухоты на формирование основных
психических функций (ощущение и восприятие, память, мышление,
речь, личностные особенности). Правда, автор почему-то упускает
из виду такие важные аспекты проблемы, как особенности
предметного сознания и самосознания, субъективные переживания и
саморегуляция, самопознание у слепых, глухих и слепоглухонемых.
Заключительная 5-я глава «Общие
вопросы слепоглухонемоты» не вполне соответствует уровню и строю
книги из-за своей конспективности. Возможно, она нужна в
качестве связующего звена для будущего монографического
исследования (которое желательно было бы увидеть) по столь
интересной и актуальной теме, как психопатология и психология
слепоглухонемоты.
Достаточно полное изложение в
рецензируемой монографии психологических и патопсихологических
нарушений при дефектах зрения и глухоте может представить
несомненный интерес для многих специалистов, тифлопсихологов,
тифлопедагогов, невропатологов, психотерапевтов, психиатров, а
также исследователей, изучающих сенсорную и социальную
депривацию в экспериментальных и производственных условиях.
Е. В. Черносвитов (Балашиха),
Московская обл.