diviz
 

Профессор Черносвитов Евгений Васильевич

Заведующий кафедрой, консультант-психиатр, психотерапевт, основоположник СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ и СОЦИАЛЬНОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ в России

                                                      

 
Приглашаю присоединиться ко мне в следующих сервисах:

butt_laboratory

29

 

butt_main butt_df butt_clan.gif butt_oks butt_sm
butt_iez butt_trips butt_kozin butt_anot butt_press
butt_arm 101 butt_ufimski butt_cryo but_ch_f
butt_sologub butt_fond.gif butt_medic jasenovac butt_mosc
butt_samoylova but_mass.gif butt_cont butt_rps butt_shaman_min

УДК 616.89-02:[617.751.98 + 616.28-008.14](049.32)

 

В. Ф. Матвеев. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. — М.: Медицина, 1987. — 184 с.

 

В рецензируемой монографии в клинико-динамическом и возрастном аспекте анализируются особенности психопатологических нарушений у слепых и глухих. Подробно описаны невротические реакции, неврозы, невротические и патохарактерологические развития личности, а также особенности психотических нарушений при этом виде патологии. Автор останавливается на слуховой и зрительной депривации как наиболее часто встречающихся видах сенсорной депривации.

Знание ведущего симптомокомплекса, развивающегося при различных дефектах зрения и слуха, позволяет наметить адекватные лечебно-профилактические меры и составить представление о возможном исходе болезненных расстройств, успешно решать вопросы социальной адаптации и индивидуальной реабилитации данной категории больных. Поэтому практическая ценность рецензируемой книги очевидна.

Монография состоит из предисловия, 5 глав и указателя литературы.

В предисловии обсуждаются общие вопросы сенсорной депривации, дается ее определение.

В 1-й главе «Общие вопросы психологии при дефектах зрения» обсуждается проблема влияния слепоты на формирование основных психических функций. Автор справедливо замечает, что «этот вопрос с глубокой древности привлекал к себе внимание психологов, врачей, философов и педагогов». Не случайно в легендах Гомер предстает слепцом, а анамнезис (познание), по Платону, осуществляется в темной пещере. Автор рассматривает влияние слепоты на такие основные параметры психической деятельности, как познание окружающей действительности, ощущение и восприятие, внимание, память, мышление, речь, особенности моторики, личность. Наиболее полно в рецензируемой книге освещены вопросы психических нарушений при дефектах зрения (2-я глава) и слуха (главы 3-я и 4-я).

Несомненной удачей автора является рассмотрение психопатологических явлений в сравнительно-возрастном аспекте. Психопатология слепоты и глухоты предстает во всех основных измерениях, клинический и возрастной критерии позволяют отметить все статические нюансы и проследить особенности динамики психопатологических феноменов широкого диапазона. Тщательно описаны формирование и динамика невротических и патохарактерологических нарушений у слепых детей. Правда, аналогичный раздел главы 4-й «Психические нарушения у детей и подростков с врожденной и рано приобретенной глухотой», написанный Л. М. Барденштейном, явно слабее. Не выделены четко этапы формирования пограничных расстройств и не прослежена достаточно подробно их динамика. Непонятной остается роль почвы и среды в формировании психических нарушений.

Большой интерес в плане дифференциально-диагностического подхода представляют разделы 2-й главы «Начальные проявления патохарактерологического развития личности у детей без признаков органического поражения ЦНС» и «Начальные проявления патохарактерологического развития у слепых детей на фоне остаточных явлений органического поражения ЦНС». Автор верно отмечает, что «влияние патологически измененной почвы» (С. Г. Хислин) на формирование характера и личности слепых детей практически мало изучено. Заслуживает внимания обобщение данных, касающихся динамики психопатологических нарушений у слепых детей. Автор пишет: «Можно отметить возникновение у них в раннем возрасте (3—8 лет) массивной невротической симптоматики, которую следует рассматривать как проявление своеобразной компенсации в ответ на воздействие различных микросоциальных факторов (невроз адаптации). В последующие годы частота невротических реакций значительно снижается, они выявляются лишь в период обострения состояния и в пределах различных патохарактерологических реакций». Здесь уместно вспомнить, что еще в первой половине XIX века В. Ф. Саблер рассматривал некоторые психические расстройства как приспособительные (компенсаторные) механизмы.

Интересным представляется рассмотрение в книге взаимоотношений этиологического фактора слепоты с факторами второго разряда (неправильное воспитание, соматические болезни, остаточные явления органического поражения мозга и др.), немаловажными в структуре и динамике патохарактерологического развития личности. Здесь введение возрастного критерия проливает свет на многие клинические особенности формирования краевой психопатии. Так, автор пишет, что у некоторых детей начальные признаки заболевания появлялись уже в 10—11 лет, они чаще отмечались в 12—17 лет, а в юношеском возрасте были стойкими.

Чрезвычайный интерес представляет раздел «Соматоневрологические особенности слепых», к сожалению, очень краткий (всего 1 с). Автор пишет: «Слепота... оказывает существенное влияние на внешний облик, соматический и неврологический статус человека», слепые «подвержены аллергическим и простудно-инфекционным заболеваниям, что, по-видимому, является результатом пониженной иммунобиологической реактивности». Не здесь ли ключ к пониманию глубоких психосоматических корреляций при многих вариантах сенсорной депривации? К сожалению, эта мысль осталась нераскрытой и не подтверждается клиническим материалом.

В 3-й главе освещаются вопросы, связанные с влиянием глухоты на формирование основных психических функций (ощущение и восприятие, память, мышление, речь, личностные особенности). Правда, автор почему-то упускает из виду такие важные аспекты проблемы, как особенности предметного сознания и самосознания, субъективные переживания и саморегуляция, самопознание у слепых, глухих и слепоглухонемых.

Заключительная 5-я глава «Общие вопросы слепоглухонемоты» не вполне соответствует уровню и строю книги из-за своей конспективности. Возможно, она нужна в качестве связующего звена для будущего монографического исследования (которое желательно было бы увидеть) по столь интересной и актуальной теме, как психопатология и психология слепоглухонемоты.

Достаточно полное изложение в рецензируемой монографии психологических и патопсихологических нарушений при дефектах зрения и глухоте может представить несомненный интерес для многих специалистов, тифлопсихологов, тифлопедагогов, невропатологов, психотерапевтов, психиатров, а также исследователей, изучающих сенсорную и социальную депривацию в экспериментальных и производственных условиях.

 

Е. В. Черносвитов (Балашиха),

Московская обл.

<- Назад                                                                                                                                                    Наверх

© Черносвитов Е.В., 2007

Используются технологии uCoz