УДК 613.88(049.32)
И. С. Кон. Введение
в сексологию. — М.: Медицина, 1988. — 320 с.
Рецензируемая книга представляет
собой уникальное для нашей науки исследование. За период почти в
70 лет впервые вышла монография, написанная философом и
посвященная фундаментальной проблеме взаимоотношений полов в
человеческом обществе.
В 1-й главе автор ставит проблему,
рассматривает само понятие «сексология», прослеживает важнейшие
вехи трудного пути становления сексологической науки. На
историческом материале автор демонстрирует развитие научных идей
в области сексологии, подчеркивая, что ни одна наука в новейшее
время не встречала со стороны общества такого сопротивления, не
подвергалась такому сильному гнету различных табу моральной
цензуры, предрассудков, филистерства и т. п., как сексология.
Автором прослеживается тесная связь сексологических знаний с
религиозно-моральными догматами и конечная их эмансипация от
последних. С другой стороны, он рассматривает влияние на
сексологические исследования медико-прикладного подхода,
традиционных психиатрических воззрений на сексологию, кстати,
достаточно разработанных уже в середине XIX века. Комплексный
подход, который можно заметить в ранних сексокологических
работах О. Фореля (1905) и X. Эллиса (1897—1928), позволил
выделить две основные тенденции в сексологии: постепенное
ослабление жесткого биологического детерминизма, становление
понятия нормы и формирование собственно предмета сексологии с
отражением в нем клинических, биологических, и
культурологических аспектов человеческой сексуальности.
Во 2-й главе книги внимание автора
привлекает учение 3. Фрейда как самая «влиятельная
сексологическая теория» первой половины XX века. Заслугой автора
является дифференцированный подход к этому учению, особенно в
той его части, которая относится к влечениям и комплексам.
Указывая на ценность сексологической теории 3. Фрейда для
изучения социально-культурных факторов психосексуального
развития человека, автор подвергает аргументированной критике
основные недостатки воззрений родоначальника фрейдизма
(психоневрологическая модель сексуальности, «викторианская»
ограниченность женской сексуальности, универсальность основных
комплексов и др.).
Автор справедливо указывает, что в
области сексологии изолированно взятые психиатрическая клиника и
психопатологический подход не могут быть основой науки о
«нормальном сексуальном поведении». Известно, что начало
исследованиям в этой области было положено в работах целого ряда
специалистов, применявших метод опроса и анкетирования, прежде
всего А. Кинзи. Эти труды послужили исходным материалом для
дальнейших разработок проблемы статистическим методом, вплоть до
применения современных компьютерных программ. Сексология как
наука стала строго специализированной, приобрела свою
методологию, основанную на мультидисциплинарном изучении
проблемы, включая этнографические, социологические и
культуральные исследования.
Во 2-й главе книги автор раскрывает
естественнонаучные основы сексологии. Дается определение пола,
половой принадлежности, идентичности, дифференцировки,
анализируются взгляды ряда ученых на эти вопросы.
Рассматривается детерминированная цепь гормон — мозг —
поведение, определяющая сексуальное поведение человека в
биологическом аспекте. Приводится принцип закономерности половой
дифференцировки в онтогенезе (по Д. Манн), рассматривается
сложный вопрос гормональных влияний на сексуальное поведение.
Особый интерес вызывает рассмотрение биологических факторов
сексуального поведения человека (анализ работ У. Мастерса и В.
Джонсон, 1966). Автор подробно анализирует те знаменательные
открытия, которые были сделаны в процессе экспериментальных
исследований, особенно в биологии копулятивного цикла. Эволюция
сексуального поведения от животного к человеку демонстрирует
филогенетическую закономерность — от запрограммированного
поведения к избирательному и свободному выбору сексуального
партнера.
К. Ясперс отмечал, что более
дифференцированные в филогенетическом смысле организмы (прежде
всего человек) имеют в своей психической деятельности и большую
свободу в принятии решений при выборе полового партнера.
3-я глава посвящена
срциокультуральным основам сексуальности. В ней постулируется
ряд исходных принципов, позволяющих выяснить роль культуральных
влияний на сексуальную жизнь человека. Среди них центральным
является положение о социально-психологическом стереотипе
маскулинности и фемининности. Универсальность этих понятий
сочетается с современными представлениями о «естественной
взаимодополняемости» полов. Автор совершенно справедливо
указывает, что эта проблема не так проста, поскольку характер
общественных взаимоотношений полов зависит не только от
традиционных разделений обязанностей по полу, но и от
распределения власти, меры общественного признания, престижности
мужских и женских ролей и занятий. Интересны также приводимые
автором описания сексуальных мифов и символов и связь этих мифов
и символов с полоролевыми свойствами. Важным в этом разделе
является оценка соотношения биологических и социальных факторов
половой дифференцировки. Автор указывает на необходимость
серьезного сравнительно-исторического изучения участия мужчин и
женщин в разных сферах общественной деятельности с точки зрения
их сексуальности. Рассматривая фаллическую символику у разных
народов в историческом. аспекте, автор приводит интересные и
ранее малоизвестные наблюдения, например, связи сексуальности со
«смеховой культурой», едой, ритуальными совокуплениями,
инвективной лексикой (язык ругательств).
Полно представлены запреты и
предписания, которыми руководствуются в своем сексуальном
поведении различные этнические группы, включая народы,
находящиеся на низком уровне общественного развития.
Предлагается общий принцип классификации сексуальной культуры,
рассматривается богатый этнографический материал, относящийся к
области антисексуальных и просексуальных тенденций и установок в
половой морали различных народов, различных эпох, вплоть до
наших дней. Особое место отводится периоду так называемой
«сексуальной революции» на Западе и тем
социально-психологическим проблемам, которые возникли в связи с
новой сексуальной моралью. Кризис ее в буржуазном обществе — это
кризис индивидуализма, это появление «овеществленного» секса,
это развитие сексиндустрии и как результат высокая степень
эротизма в массовой культуре Запада.
4-я глава посвящена связи
сексуальности и психологии, вернее, психологии сексуальности.
Речь идет о том, как эталон, табу и разрешение секса
перемещаются в сознании индивидуума. Автор критикует
инстинктивистскую модель традиционной теории либидо. Здесь также
подробно разбирается теория сексуального сценария, предложенная
У. Сайманом и Э. Ганьоном. Согласно их концепции, сексуальное
поведение имеет разные смысловые значения в зависимости от того,
какие потребности оно удовлетворяет. Эти потребности следующие:
1) релаксации; 2) прокреации (деторождение); 3) рекреации
(чувство наслаждения); 4) назначания; 5) коммуникации; 6)
самоутверждения; 7) достижения несексуальных выгод; 8)
поддержания ритуала; 9) компенсации. Автор прослеживает связь
между поведением по сексуальному сценарию с ценностями
ориентированной сексуальной культуры. Показана связь чувства
вины и стыда в рамках механизма морального контроля с
психологическими и культурологическими традициями.
В разделе «Психосексуальное
поведение и половая социализация» рассматривается сексуальность
в возрастном аспекте. Следует, однако, отметить, что эта
проблема была достаточно подробно затронута в работах последних
лет, в частности в руководстве для врачей «Общая сексопатология»
под редакцией Г. С. Васильченко (М., Медицина, 1977).
Рассматривая явления идентификации пола, теорию половой
типизации, самокатегоризации, автор считает их не столько
альтернативными, сколько дополняющими друг друга. Достаточно
подробно рассматриваются автором особенности мужской и женской
сексуальности в аспекте индивидуальных особенностей так
называемой системы половой стратификации. Многочисленные ссылки
на объективные исследования, проведенные с помощью самых
современных тестовых и анкетных методик, позволяют существенно
дополнить наши представления об индивидуальных различиях между
мужской и женской сексуальностью и об их особенностях. Тут же
рассматривается вопрос о взаимосвязи сексуальности с любовью и
браком.
Заключительная 5-я глава резко
отличается от всей книги, так как посвящена скорее
сексопатологическому и достаточно традиционному вопросу
сексуальной ориентации — гомосексуализму. По этому вопросу
имеется огромная литература, и автор не ставит перед собой цель
ни создать литературный обзор по этой теме, ни тем более
написать монографию в монографии. В самом общем виде автором
прослеживаются основные этапы в изучении гомосексуализма,
различных теорий механизма однополой сексуальности на основе
современных исследований в области генетики, эндокринологических
и нейроэндокринных факторов. Рассматриваются вопросы
формирования нормальной и гомосексуальной ориентации, связь
последней с возникновением гермафродитизма, транссексуализма и
трансверсизма. Выявляется роль рассогласованности различных
детерминант или уровней половой идентичности. Анализируется
теория Стормса, по которой эротическая ориентация возникает в
результате взаимодействия между развитием полового влияния и
социальным развитием в младшем подростковом возрасте. Отдельно
анализируется корреляция между сексуальной ориентацией субъекта
и типом личности, а также проблема бисексуальности. Приводятся
выборочные данные по терапии гомосексуальных тенденций и самого
явления.
В заключение нужно сказать, что
рецензируемая книга вызовет несомненный интерес у всех, кто так
или иначе занимается проблемами человека. Она будет полезна не
только для конкретного решения таких, например, проблем, как
физическое и психическое здоровье, коррекция отклоняющегося и
предупреждение криминального поведения, формирование здорового
образа жизни, воспитание эротического чувства и т. д., но и для
философского осмысления их. Педагоги, воспитатели, юристы и
психологи найдут в ней не только необходимую для сегодняшнего
дня информацию, но и в первом варианте достаточно подробный
глоссарий.
Рецензируемая книга будет полезной и
для ученых, занимающихся философскими проблемами человека и его
сознания. Возьмем, к примеру, понятия личности и индивидуума. В
том виде, в котором они шаблонно применяются в нашей философской
и психологической литературе, эти понятия несколько выхолощены.
Человек через эти понятия лишается эроса. А ведь достаточно хотя
бы учесть то, что сексология говорит об «естественной
взаимодополняемости полов», как сразу оживает платоновский миф о
человеке как «половине» другого человека (русское «пол»
этимологически происходит не от «половины» ли?). Тогда понятия
личности и индивидуума резко расходятся и личность оказывается
своеобразным микросоциумом (как человек — микрокосмос), духовной
ячейкой общества, социальным воплощением идеала и реалий семьи.
Кстати, перверзное поведение есть также всегда действие и деяние
двоих: человек как индивидуум не может при всей своей
испорченности сотворить из себя одного, даже единственного, акта
перверзии.
Без основательных знаний сексологии
и умелого пользования ими нельзя в настоящее время исследовать
проблемы общественного массового сознания. Как, например, понять
пандемию агрессивной сексуальности, наблюдаемую у подростков и
молодежи? Или различить сексуальные извращения (предмет клиники)
от извращений секса (предмет социальной психологии и
культурологии)?
Рецензируемая книга не только
предопределяет дальнейшие разработки в области сексологии, но и
верно ориентирует соответствующие психологические,
социально-психологические, социологические и философские
исследования, создает для них надежный фундамент.
Существенных замечаний по книге нет.
Следует лишь отметить некоторую терминологическую сложность и
временами сухость изложения.
А. С. Курашов,
Е. В. Черносвитов (Москва)