Собственно о том, что человеческая «оболочка»
не так уж и совершенна с точки зрения геометрии (одна нога
длиннее другой, правая половинка лица не совпадает с левой,
глаза разного размера, уши разного «уклона» и т.д.),
антропологи знают давно. А вот о том, что асимметрия лица
является синонимом жизни, впервые заговорил Евгений
Черносвитов. По его глубокому убеждению, человек рождается с
асимметричным лицом - левая и правая стороны совершенно
разные. И чем больше разница между ними, тем совершеннее
человек в психическом и духовном плане, тем более выражены у
него творческие способности. С годами асимметрия, как
шагреневая кожа, уменьшается и к моменту смерти
просто-напросто сходит на нет.
Проверить это очень просто. Нужно взять
фотопортреты одного и того же человека разных лет и
квадратное зеркальце. Зеркало ставится перпендикулярно
сначала к одной половинке лица, потом к другой - на ранних
снимках на вас будут смотреть совершенно разные люди. На
более поздних - явные родственники. На предсмертных
-близнецы-братья... С помощью нехитрого метода можно даже
просчитать, на сколько лет хватит каждому из нас запаса
асимметрии. Есть, правда, более хитрый, но зато и более
точный метод - математический. Та самая «формула смерти», с
точностью до дня определяющая дату перехода в мир иной.
Друзья с физфака помогли «поверить алгеброй» геометрию и
разработали на ее основе компьютерную программу:
подставляешь в формулу индивидуальные данные, нажимаешь «Enter»,
и через пару минут тебе выдают заветные год, месяц и число.
Все это, конечно, можно было бы воспринять
как очередную высосанную из пальца теорию, если бы не
печальная практика. Пригласили как-то Черносвитова прочитать
лекцию в одной из колоний Алтая. После лекции, как водится,
общался с аудиторией, отвечал на вопросы. Потом в кулуарах
охранники по очереди приставляли зеркальце к фотографиям.
Одно из лиц поразило всех - манекенное, безжизненное,
абсолютно симметричное... Через два часа Черносвитову
позвонили из колонии: «симметричного» охранника зарезал
заключенный. В другой раз увидел излишнюю правильность в
лице друга - сильного, молодого, здорового, красивого...
Решил не говорить - никто ведь не застрахован от ошибок.
Через два дня его убили у подъезда собственного дома.
Подобных историй в практике Черносвитова - вагон, и всякий
раз день и час кончины самым поразительным образом совпадал
с датой, которую «выдавала» формула смерти. Что это -
простое совпадение или намек на некую «сигнальную систему»,
срабатывающую рано или поздно у каждого, - разбирайтесь
сами. Можете даже на себе проверить. Если, конечно, нервы
крепкие...
Абсолютную симметрию являют и посмертные
маски - ими в квартире Черносвитова увешаны все стены.
Кандидат медицинских наук, доктор философских, психиатр и
абсолютный материалист уверен, что маски дают возможность
заглянуть за порог смерти - обнажают сущность человека,
говорят о движениях души в последние мгновения жизни…Причём
говорят чуть ли не в голос.
В зашторенной, освещенной лишь пламенем
свечи, комнате - стол, накрытый темной скатертью. На столе -
белый гипсовый слепок. Свеча медленно движется вокруг
«последнего лица», ее огонь, колеблясь от малейшего
движения, заставляет оживать тени - бесстрастная маска
обретает мимику, хмурится и улыбается, грустит и будто
силится что-то сказать... Зрелище не для слабонервных, но
подобным процедурам закаленный в прозекторских Черносвитов
подвергает каждую приобретенную маску. Утверждает, что если
это делать по строго определенной методике, мимика мертвого
лица может поведать о многом.
Так, маска Есенина поведала о том, что поэт
перед смертью плакал - скорее всего его вынудили пойти на
самоубийство. Об этом, возможно, говорит и вмятина на лбу,
хорошо видная на маске. Есениным, кстати, Черносвитов
занимался весьма серьезно, даже ездил на место гибели Дункан
- проводить следственный эксперимент. Арендовал на время
автомобиль «Бугатти», дождался нужного ветра с гор, повязал
на шею собственной жене китайский шелковый шарф (светлейший
человек - не стал рисковать жизнью незнакомок!), усадил в
машину и... И после двух десятков дублей пришел к выводу,
что история с застрявшим в колесе шарфом - лишь красивое
прикрытие некрасивого убийства.
Объяснить «разговорчивость» посмертных масок
Евгений Черносвитов пока не может.
- Возможно, - предполагает он, - в промежутке
между клинической и биологической смертью человека, когда
мышцы еще сокращаются, духовно-психическая жизнь
продолжается. Быть может, именно в этот краткий миг человек
и подводит итоги своей жизни. И без сожаления срывает маски,
которые в силу разных причин ему приходилось носить до
самого конца.
КСТАТИ. Известный российский скульптор
Меркуров, которому доверяли делать посмертные маски самых
великих лиц, на заре профессиональной деятельности чуть не
отправился к праотцам, работая со слепком одного
христианского патриарха. Тело лежало в монастырской келье
Меркурова ввели в комнату и заперли дверь. Кровать была
широкой, до лица добраться трудно. Меркуров приподнял
покойного, усадил. От волнения забыл проложить нитку для
разрезания формы на куски. Залил гипсом всю голову. Пришлось
разбивать застывший материал молотком прямо на голове.
Наконец, форма почти сошла с лица. И тут покойник вдруг
открыл глаза и укоризненно посмотрел на ваятеля. Меркуров
чуть не потерял сознание, от нервного шока у него отнялись
ноги - утром еле живого художника вызволили из заточения
монахи. Лишь много позже он сообразил, что гипс от
кристаллизации согрелся, замерзшее лицо под ним оттаяло, а
глаза открылись под воздействием этого тепла.
Екатерина Головина.
Коллаж Александра Володина.