ТАЙНА
БЕЛОЙ МАСКИ
Бандиты бросили все деньги и силы на поиск раритета. Пока
безрезультатно.
Художник
Андрей Семенов, открывая дверь квартиры, почуял неладное.
Интуиция не обманула: побывали! Странно, но «видик» стоял на
месте. Не тронули и серебряные вещи. Зато все картины,
рисунки, бумаги были сброшены со стен и столов. Ощущение
такое, что по ним ходили как по паркету. Варвары! — чуть не
заплакал Андрей. И тут увидел записку, пришпиленную на
стене. «Где маска, гад? Даем два дня сроку!» Ах, вот что,
понял художник. Они искали посмертную маску Есенина. Его
друг, молодой писатель, в недавно вышедшей повести намекнул,
что у одного московского художника хранится восьмая, никому
неизвестная посмертная маска Есенина. И она раскрывает тайну
смерти поэта. Но при чем туг он? Нет у него никакой маски.
Его неправильно «вычислили», ошиблись.
Через
два дня гнусавый голос по телефону предложил Андрею пять
тысяч долларов за маску. Нет такой? Не поверили. Ворвались
ночью, кляп в рот, включили утюг. Андрей очнулся в
больнице...
Гипсовый пантеон
Деревянные ячейки застеклены и защелкнуты на ключ.
Миниатюрные склепы. Распахиваешь дверцу — веет холодным
дыханием смерти. И бессмертия. Эти маски запечатлели
последние движения лиц гениев — политиков, поэтов,
музыкантов, актеров.
Хотя
на каталоге этой коллекции не было официального грифа
«секретно», ее прятали от посторонних глаз. Уникальное
собрание посмертных масок, которое хранится в запасниках
Третьяковки, никогда и нигде не выставлялось.
Вот
крупные, чуть размытые черты трагически погибшего Чкалова.
Печальное, почти живое лицо Горького. Последнее - выражение
лица Дзержинского кажется зловещим.
Маяковский. Такая трагическая жизнь и смерть — и безмятежно
прекрасное лицо. Правда, положение его необычно, чуть на
боку — возможно, чтобы скрыть пулевую рану.
Выделяется своей массивностью маска — почти бюст — «отца
народов» Сталина. А рядом слепки рук. Поражает то, что в
сравнении с величественным лицом они выглядят пухленькими,
маленькими, женственными.
— А
вот одна из самых неприятных масок,— комментирует
хранительница коллекции Людмила Квашнина.
Встав
на стул, пытаюсь заглянуть в указанный «склеп». Оттуда
смотрит изможденное болезнью лицо пианиста Игумнова. Наводит
ужас то, что на его подбородке и голове — настоящая щетина.
Отдергиваю руку...
—
Сначала и мне было жутковато,- продолжает Людмила
Яковлевна.— Эту коллекцию передали в Третьяковку в 1953 году
после смерти скульптора Меркурова, автора большинства
посмертных масок известных людей. Долгое время маски
хранились в подвалах. Когда извлекали их оттуда, пришлось
изрядно потрудиться. Каждую маску скрывала еще одна —
толстый слой пыли. Преодолевая ужас, чистили реликвии
пылесосом...
Наедине
с покойником
А что
же ощущал скульптор Сергей Меркуров, сделавший десятки
слепков с мертвых лиц?
В
своих воспоминаниях он описал впечатления от первой работы.
...1909 год. Лунная морозная ночь. Скульптора привезли к
подножию горы Арарат, в монастырь, где скончался знаменитый
патриарх Мкртич Хримян. Монахи втолкнули Меркурова в
комнату, где лежал покойник, и заперли дверь.
Кровать широкая, до лица покойника добраться трудно.
Преодолевая дрожь, Меркуров приподнял покойника, усадил.
Жутко, холодно. В открытые окна доносится пронзительный
волчий вой. От волнения забыл проложить нитку для разрезания
формы на два куска. Залил гипсом всю голову. Пришлось
разбивать застывший гипс прямо на голове — молотком.
Наконец форма почти отодрана, повисла на бороде. И вдруг
покойник открыл глаза и укоризненно посмотрел на своего
мучителя. Скульптор чуть не потерял сознание. Только потом
сообразил, что гипс от кристаллизации согрелся, замерзшее
лицо под ним оттаяло, и глаза открылись. От нервного шока у
молодого скульптора отнялись ноги. Утром его, еле живого,
вывели монахи...
А год
спустя за Меркуровым примчались со станции Остапово. Там, на
небольшой железной кровати, прикрытый серым одеялом лежал
Лев Толстой. Меркуров, не раздумывая, согласился на эту
работу, сочтя ее за честь.
И
реликвия, и свидетель
Почему
же именно Сергею Дмитриевичу Меркурову доверяли делать
последние маски самых великих мира сего?
—
Меркуров был при правительстве,— поясняет известный
современный скульптор Юрий Орехов — Ну, как бы придворный
художник. Известно, что у него были очень хорошие
взаимоотношения с Лениным и Сталиным. Он был народным
художником СССР, лауреатом госпремий. Правда, с натуры
сделать бюст Ленина ему так и не удалось — вождь был очень
занят. Но посмертная маска Ленина стала основой для
многочисленных памятников и скульптур Владимира Ильича.
Посмертные маски — неприятная, но очень важная работа.
Скульптор оставляет потомкам не только документ, но и основу
для творчества.
Эстафету Сергея Меркурова приняли современные скульпторы
Матвей Манизер, автор посмертной маски Сталина, Иулиан
Рукавишников, делавший посмертные слепки с лиц современных
политических деятелей. В его мастерской хранятся маски
Леонида Брежнева, Михаила Суслова и Юрия Андропова.
—
Иулиан Митрофанович, ясно, что посмертные маски — это
исторические реликвии, и в первую очередь они представляют
интерес для историков, писателей, художников. Но ходят,
например, слухи, что существует посмертная маска Есенина,
которая содержит в себе тайну смерти поэта. И что человек,
попытавшийся разгадать эту тайну, умер не своей смертью...
— Не
слышал. Скорее это выдумки.
— Но
может ли в принципе посмертная маска помочь следователям и
криминалистам?
—
Думаю, что да. Ведь посмертная маска передает все движения
мышц. По ней можно определить эмоциональное состояние,
характер болезни умершего. Мне доводилось видеть маски
великих, запечатлевшие душевные и физические муки,
потрясение, опустошенность.
Посмертные маски — свидетели первых мгновений смерти
человека. Они могут быть и опасными свидетелями.
За
порогом смерти
Доктор
философских наук и кандидат медицинских, известный психиатр
Евгений Черносвитов давно исследует эту проблему. В его
квартире живут вторые копии посмертных масок Пушкина,
Достоевского, Гоголя, Свердлова. И даже Петра Первого. Это
одна из лучших частных коллекций.
Посмертные
маски, по мнению Евгения Черносвитова, дают возможность
заглянуть за порог смерти. Вот, например, маска Пушкина.
Такая тяжелая рана, мучительная агония, и такое прекрасное,
одухотворенное, спокойное лицо. Маска человека, который не
сводил счеты с жизнью. Он подошел к своему итогу
удовлетворенным. Трудно найти более умиротворенное лицо.
—
Допустим,— говорит Евгений Черносвитов,— что в период между
клинической и биологической смертью человека, когда мышцы
продолжают сокращаться, продолжается и духовно-психическая
жизнь. Возможно, в этот короткий период человек и подводит
итог своей жизни.
Отсюда
и последнее выражение лица.
Посмертная маска беспощадно срывает все предыдущие
«жизненные маски». Смерть обнажает сущность человека.
Над
ковром висит посмертная маска Достоевского. Современники
считали его человеком трудным, порочным. А в «последнем
лице» его столько благородства, оно несет мощный заряд
нравственной силы.
—
Посмотрите, и вы убедитесь,— ученый достает из шкафа маску
Свердлова.— Смерть говорит правду о человеке.
Маска
Свердлова — воплощение зла, на нее неприятно смотреть.
Сколько было легенд о кончине Гоголя! Якобы он уснул, а его
живым закопали. Потом проснулся, перевернулся в гробу и
задохнулся. Но глядя на «последнее лицо» великого писателя,
спокойное и умиротворенное, любой криминалист, по словам
Черносвитова, даст заключение: это маска не спящего, а
мертвого человека. Так был рассеян еще один миф...
А вот
вокруг смерти Есенина до сих пор не утихают страсти. И виной
тому его посмертные маски. Евгений Черносвитов один из
первых отметил странный рубец на лбу. По мнению экспертов —
Черносвитов возил маску по разным городам России, спрашивая
мнение коллег,— маска отражает глубокие физические
страдания. Художник Анатолий Давыдов провел свое
«расследование» и сделал вывод, что поэт накануне смерти
плакал.
Рубец вызывает серьезные предположения, что череп был
расколот. Можно фантазировать, кем и как: посмертная маска
дает «наводку». Окончательные же точки над «i»
может расставить только эксгумация. На ней настаивают и
многие ученые, и сын поэта.
...Оказывается, в течение какого-то времени после
клинической смерти сокращаются не только мышцы, но и
вибрируют голосовые связки. Евгений Черносвитов пытался
«оживить» маски и заставить их говорить.
...Темная комната. В центре стола — белое лицо, искаженное
мукой. Свеча медленно движется вокруг него. Один круг,
другой. Пламя то пляшет, вибрирует, то затихает. В его
отблесках маска вдруг начинает оживать. Появляется тонкая
мимика... Зрелище не для слабонервных — она не только
оживает, но и начинает говорить, заявляет Черносвитов.
Правда, язык ее понятен не всем.
Ученому удалось «разговорить» маски Пушкина, Достоевского.
Но содержание бесед он пока держит в секрете. Считает, что
эти исследования слишком субъективны, и для их обнародования
не пришло время.
Шагреневая
кожа
Работая с масками, Евгений Васильевич сделал потрясающее
открытие. Посмертная маска абсолютно симметрична. Человек же
асимметричен по рождению: левая и правая стороны лица
совершенно разные, а порой противоречат друг другу. И чем
больше разница правой и левой стороны, тем совершеннее
человек в психическом, духовном плане. Более выражены
творческие способности, более сильная воля.
—
Исследуя фотографии людей, сделанные в разные периоды,—
рассказывает Евгений Васильевич,— я пришел к выводу: с
годами человек утрачивает или «растрачивает» асимметрию. Вот
почему лицо в юности — рельефное, выразительное, а к
старости как бы расплывается.
Человек умирает с симметричным лицом, истратив данную ему
«асимметрию». Один может «израсходовать» ее в сто лет,
другой — в двадцать пять. Утрачивается асимметрия —
сглаживаются черты лица. Это «шагреневая кожа», которая нам
дана.
Решаюсь на эксперимент, протягиваю ученому две свои
фотографии, сделанные с разницей в десять лет. Не без
внутреннего содрогания жду ответа, сколько же «шагреневой
кожи» мне осталось.
Оказывается, проверить это очень просто и доступно каждому.
Квадратное зеркальце ставится перпендикулярно сначала к
одной половинке лица, потом к другой. На меня смотрят два
совершенно разных лица.
— Вам
еще жить да жить,— успокаивает Черносвитов.— Можно
подсчитать, с какой скоростью вы утрачиваете асимметрию и на
сколько лет вам еще хватит. Это идентично тому, сколько лет
вам еще жить.
Недавно, обследуя своих друзей «на асимметрию», Евгений
Васильевич вдруг обнаружил, что у самого молодого из них
лицо симметрично. Тот впал в состояние паники, требовал
сказать, когда он умрет. Потом махнул рукой, дескать, все
это ерунда. Через два дня его убили у подъезда собственного
дома...
А что
думают по этому поводу другие ученые? От чего зависит утрата
асимметрии?
Тамара Доброхотова,
профессор,
руководитель группы психологических исследований Института
нейрохирургии имени Бурденко:
—
Наука о функциональной асимметрии еще очень молода. Пока не
доказано, какие именно затраты — физические, нервные,
духовные—ведут к утрате асимметрии. Видимо, все в комплексе.
Человеческий организм, безусловно, рассчитан на определенный
срок эксплуатации. Просчитывая скорость утраты асимметрии,
можно вывести формулу смерти для каждого. Она реальна, и
никакой мистики в этом нет...
Татьяна Харламова
фото Михаила Геллера