Опубликовано в газете «Правда» №363,
29 декабря 1989 года.
ДИАЛОГ НА КАПРИ
«Нужно начинать с Капри», —
решила группа советских литераторов, философов и ученых.
«Да, именно на Капри давайте
встретимся и поговорим о нашем общем деле в «текущем моменте», —
поддержали ее представители русского духовенства. Возобновляя
диалог марксистов и христиан, верующих и представителей
позитивной науки, нужно найти некую исходную позицию, вернуться
к тому с чего начинали. Так, вспомнили школу на о. Капри
(Италия), организованную А. М. Горьким для рабочих, и вернулись
к жарким идейным баталиям, которые разгорелись на Капри в 1908
г. между Лениным, Горьким и Богдановым.
Русская история, духовные поиски
русских философов, писателей и представителей Русского
православия, жертвенный опыт строительства первого в мире
социалистического государства всегда были под пристальным
вниманием итальянцев. Но особенно их интерес обострился в связи
с событиями сегодняшнего дня. Выразителем этого интереса и
явилась инициатива римского философа и филолога, соратника и
друга известного французского психоаналитика Ж. Лакана,
священника Ордена иезуитов отца Эджидио Гуидубальди, который при
поддержке ведущих филологов и славистов Италии организовал
постуниверситет «Горький» на основе «Новой каприйской школы».
Так, с 20 ноября по 3 декабря 1989
г. на Капри прошли Дни русской культуры, организованные при
участии Института мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР
и постуниверситета «Горький». Цикл встреч советских и
итальянских ученых, писателей, деятелей искусства, а также
представителей русского духовенства и итальянских священников
Ордена иезуитов был приурочен к визиту главы Советского
государства М. С. Горбачева в Италию.
Традиция русской философии (В.
Соловьев, Н. Бердяев, В, Розанов, Е. Трубецкой, отец П.
Флоренский, протоиерей С. Булгаков и др.), возобновляемая столь
стремительно сейчас в Советском Союзе, жила, действовала и
развивалась в Европе все эти годы. Идеи всеединства, соборности,
приоритета духовных ценностей, отношение к злу (непротивление
или сопротивление силой?) — обсуждение этих тем сейчас на Капри
вызвало напряжённейшую дискуссию среди всех ее участников, будь
то советские или итальянские литераторы и философы,
представители русского Духовенства и марксисты: учения Толстого
и Достоевского, Маркса и Ильина, Соловьева и Флоренского,
марксистов и Н. Федорова подвергались всестороннему рассмотрению
в едином плане — жгучей необходимости в ответах, которых требуют
бурные и нелегкие дни преобразований в Советском Союзе. «Русские
всегда лучше нас, итальянцев и европейцев, понимали Данте, и
сейчас он, «последний поэт средневековья и вместе с тем первый
поэт нового времени» (Ф. Энгельс), больше с вами, чем с
нами»,—прозвучало в выступлениях отца Э. Гуидубальди и
известного итальянского слависта Е. Бацарелли. Слушая
выступления советских писателей и философов, итальянские ученые
признали, что «русская философская традиция сейчас в надежных
руках» (Э. Клейн).
Подводя итоги встреч на Капри и
отмечая, что «каприйская школа возрождается на наших глазах и в
новом качестве», возглавляющий советскую группу литераторов зам.
директора Института мировой литературы им. А. М. Горького П..
Палиевский пожелал, чтобы «новая каприйская школа явилась одним
из камней в фундаменте общего европейского дома».
Советская делегация приняла участие
также в подписании договора о передаче виллы И. Л. Соллогуб
Советскому фонду культуры теперь на Капри будет кусочек
советской земли.
4—5 декабря в Риме продолжились «каприйские
встречи». На «круглом столе», организованном в одном из
помещений Ордена иезуитов, итальянцев очень интересовал вопрос
отношения русских к психоанализу. Ибо, по мнению европейских
психоаналитиков, в частности отца Э. Гуидубальди, «психоанализ
может помочь в деле революции без оружия», в решении «некоторых
государственных проблем, которые стоят сейчас перед советским
обществом». Выступили психоаналитик А. Ангелини, философ и
психиатр Е. Черносвитов (Философское общество СССР), писатель П.
Палиевский. Было решено, что итальянская психоаналитическая
ассоциация обратится в Философское общество СССР, секцию
философских проблем человека с предложением провести
международный симпозиум по психоанализу в Москве.
«Новая каприйская школа» продолжит
свою работу в марте 1990 г. в Москве и Ленинграде, в июне — июле
в Италии.
Е. ЧЕРНОСВИТОВ.