diviz
 

Профессор Черносвитов Евгений Васильевич

Заведующий кафедрой, консультант-психиатр, психотерапевт, основоположник СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ и СОЦИАЛЬНОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ в России

                                                      

 
Приглашаю присоединиться ко мне в следующих сервисах:

butt_laboratory

29

 

butt_main butt_df butt_clan.gif butt_oks butt_sm
butt_iez butt_trips butt_kozin butt_anot butt_press
butt_arm 101 butt_ufimski butt_cryo but_ch_f
butt_sologub butt_fond.gif butt_medic jasenovac butt_mosc
butt_samoylova but_mass.gif butt_cont butt_rps butt_shaman_min

Опубликовано в газете «Учительская газета» №5, 9 февраля 1999 г.

Автор: Марина Черносвитова.

 Донато Браманте

Донато д'Аньоло ди Паскуччо, прозванный Браманте (мрачный) (1444-1514), родился в Монте Асдруальдо. Умер в Риме. До 1472 г. учился живописи у фра Карневале и у Мантеньи – известных в то время в Урбино художников. Затем внезапно уезжает в Ломбардию (по тем временам это равносильно изменению гражданства) и начинает заниматься архитектурой. В 1499 году знакомится с папой Юлием II и полностью себя посвящает строительству собора святого Петра и перестройке ватиканских дворцов.

В настоящее время из живописных работ Браманте сохранились «Философы» - поврежденный фриз на паллацо Публико в Бергамо роспись фриза в зале Каза Фонтана (ныне Сильвестра) в Милане, роспись в Каза Панигарола (ныне в галерее Брера  в Милане), «Аргус» в миланском Кастелло Сфорцеско, «Христос у столба» в Кьяревалле.

 

В архитектурной деятельности Браманте условно различаются Ломбардский и римский периоды. К работам первого периода относятся: в Милане – церкви Санта Мария прессо Сан сатиро (вместе с Омодео и Фондути) с 1470 по 1488 год, сакристия, в 1490-1494 гг. - купол и ложный хор, в 1498 г. - капелла Сан Теодоро в северном транспете, понтичелла (мостик) в Кастелло Сфорцеско (1495), модель тибурия (завершение собора - 1488 г.) и другие. В Павии в 1488 г. работы (совместно с Омодео и Рокки) в церкви Санта Мария ин Канапанова (1492 г.) За указанный период Браманте, возможно, спроектировал также ряд палаццо.

Архитектурные работы римского периода: Темпьетто во дворе Сан Пьетро ин Монторио (1502), двор Санта Мария делла Паче (1500-1504), палаццо ди Сан Бьяджо - Трибунал (1506), аcпиды церкви Санта Мария дель Пополо (1506-1509), дом Рафаэля - Палаццо Браманте (1509).

С 1505 года Браманте начинает работать в Ватикане. В 1506 году    им выстроены дворцы Бельведерский и Сан Дамазо. В ватиканском соборе в этом же году Браманте успевает выстроить четыре подкупольных столба с арками и парусами часть южной ветви  креста и один из малых куполов. В Лоретто (1507-1509) он укрепляет начатый Антонио Сангалла  купол базалики и выполняет модель Санта Каза, составляет проект палаццо Апостолико. В Риме творению Браманте приписываются также Канчеллерия, палацоо Жиро, дом нотариуса Зандер, церкви Сан Лоренцо ин Дамазо, Сан Чельсо и Сан Бьяджо, а также колокольня церкви Санта Мария дель Анима. Первыми работами Браманте в Риме были двор Санта Мария делла Паче и Темпьетто, а также не сохранившиеся ныне фонтаны на площади святого Петра.

Застройка участка между ватиканскими дворцами и Бельведером (летней резиденцией пап) - один из самых широких замыслов Браманте.  Прототипом Бельведерского дворца послужили римские амфитеатры и античный храм Фортуны в палестрине. Бельведерский двор, как и античная палестрина, предназначался для турниров, гимнастических состязаний мужчин и других массовых зрелищ. Он достраивался после смерти Донато. Замысел Браманте был искажен постройкой двух поперечных корпусов для ватиканской библиотеки и Музея Кьярамонте. Ватикан, как известно, находится на холме Монте-Ватикано.   Первая задача планирующихся на них построек была представить его как равнину и распоряжаться этим пространством. Эту задачу прекрасно понимал и решил Браманте. Строения, образующие ватиканскую  палестрину, располагались уютно и вместе с тем создавали необходимое сакральное настроение. Этого хотел друг Браманте и его меценат папа Юлий II. Скоропостижная смерть папы, повлекшая за собой и смерть Донато, помешала осуществлению грандиозного замысла.

Проект собора Святого Петра Браманте был создан еще в 1503 году. Закладка его произошла спустя три года. Как писал Дж. Вазари, Браманте «с обычной для себя быстротой заложил фундаменты и до момента смерти папы и своей собственной довел строительство до высоты карниза под арками всех четырех столбов и вывел самые арки с величайшей быстротой и искусством. Вывел он также и свод главной капеллы с нишей, и в то же время начал строить капеллу, именуемую капеллой французского короля.

В процессе строительства он начал выводить арки, используя деревянные ящики с известковым раствором, в каждом из которых заранее отливается вся порезка фризов и лиственных узоров, и показал также способ, как в сооружениях подобного рода выводятся арки с подвешенных мостков».

Вазари считает, что все последующие архитекторы только искажали и портили грандиозный замысел Браманте.  Лишь Микеланджело Буонаротти, который тоже отверг все многочисленные решения Браманте, удалось без излишних затрат достичь  кратоты и совершенства, достойных гения. Но и он не превзошел замысла Браманте. Так, если Донато задумал построить собор меньших размеров, и Буонаротти ничего не смог сделать с первоначальным проектом.

Браманте спешил строить собор, словно предчувствуя свою смерть. Готовя площадку, он разрушил много прекрасных папских гробниц, фресок, мозаик, и сохранил только алтарь св. Петра и старую апсиду, украсив ее прекрасным дорическим ордером из пеперина, чтобы в нем мог поместиться Папа, когда он совершает в соборе богослужение. Позднее эта апсида и алтарь также были уничтожены архитекторами, достраивавшими собор.

Достаточно двух проектов Донато Браманте - собора св. Петра и Бельведера, чтобы его гений был увековечен. Кстати, гениальным Браманте при жизни считали  Рафаэль и Микеланджело.  В «Афинской школе» в ватиканских станцах (комнатах) Рафаэль изобразил Браманте на фреске, которую задумал скорее сам Браманте, нежели Рафаэль. А Микеланджело, создавая свой проект собора св. Петра, писал, что он «создает не лучшее, чем Браманте, а другое».

Донато объездил всю Италию и Грецию, обмеряя сохранившиеся развалины древних строений.  Он начал подражать в своих проектах этим образцам, но , как пишет Вазари, «приумножил красоту и трудности этого искусства». Донато мог все. Умение его распространялось не только на цельные здания, но и на обломы карнизов, стволы колонн, капители, консоли, своды, лестницы и др. - на любые архитектурные формы.

Осваивая свою науку, Браманте, безусловно, исходил из образцов древних греков и римлян. Но вот вздумалось ему украсить фриз наружного фасада... египетскими письменами. И он это делает, зашифровывая имена Папы Юлия II и свое, Браманте: Julio II Pont  Maximo - изобразив в профиль голову Юлия Цезаря и двухарочный мост, а далее вместо Мax - обелиск, который стоял на большом цирке. Ребус расшифровывается так: голова Юлия Цезаря и двухарочный мост - имя Папы Юлия II и его величие, двухарочный мост - II Pontontу по-итальянски - мост), обелиск - это античный большой цирк - Circus  Maximus.

В церкви Санта Мария прессо Сан Сатиро  Браманте в 1490 году создает ложный хор: плоский рисунок воспринимался как объемный. Идея мастера была подхвачена иезуитами - математиком и архитектором падре Оразио Граце и художником Андреа Поццо,  создавшим в 1626 году в церкви святого Игнатия Лойолы ложный купол - оригинальный символ рая! 

Донато Браманте удалось то, что спустя два столетия безуспешно пытались сделать французы Корнель, Расин и Мольер - в литературе. Они тоже исходили из древнегреческих образцов, заимствуя не только сюжеты, но и архитектуру своих литературных произведений, создавая пространство и время так, как это делали древние греки и римляне. Но Эврипид, Эсхил, Софокл и Аристофан остались для писателей эпохи классицизма недосягаемыми образцами...

<- Назад                                                                                                                                                    Наверх

© Черносвитов Е.В., 2007

Используются технологии uCoz