Опубликовано в газете «Учительская газета»
№5, 9 февраля 1999 г.
Автор: Марина Черносвитова.
Донато
Браманте
Донато
д'Аньоло ди Паскуччо, прозванный Браманте (мрачный) (1444-1514),
родился в Монте Асдруальдо. Умер в Риме. До 1472 г. учился
живописи у фра Карневале и у Мантеньи – известных в то время в
Урбино художников. Затем внезапно уезжает в Ломбардию (по тем
временам это равносильно изменению гражданства) и начинает
заниматься архитектурой. В 1499 году знакомится с папой Юлием
II
и полностью себя посвящает строительству собора святого Петра и
перестройке ватиканских дворцов.
В настоящее
время из живописных работ Браманте сохранились «Философы» -
поврежденный фриз на паллацо Публико в Бергамо роспись фриза в
зале Каза Фонтана (ныне Сильвестра) в Милане, роспись в Каза
Панигарола (ныне в галерее Брера в Милане), «Аргус» в миланском
Кастелло Сфорцеско, «Христос у столба» в Кьяревалле.
В
архитектурной деятельности Браманте условно различаются
Ломбардский и римский периоды. К работам первого периода
относятся: в Милане – церкви Санта Мария прессо Сан сатиро
(вместе с Омодео и Фондути) с 1470 по 1488 год, сакристия, в
1490-1494 гг. - купол и ложный хор, в 1498 г. - капелла Сан
Теодоро в северном транспете, понтичелла (мостик) в Кастелло
Сфорцеско (1495), модель тибурия (завершение собора - 1488 г.) и
другие. В Павии в 1488 г. работы (совместно с Омодео и Рокки) в
церкви Санта Мария ин Канапанова (1492 г.) За указанный период
Браманте, возможно, спроектировал также ряд палаццо.
Архитектурные работы римского периода: Темпьетто во дворе Сан
Пьетро ин Монторио (1502), двор Санта Мария делла Паче
(1500-1504), палаццо ди Сан Бьяджо - Трибунал (1506), аcпиды
церкви Санта Мария дель Пополо (1506-1509), дом Рафаэля -
Палаццо Браманте (1509).
С 1505 года
Браманте начинает работать в Ватикане. В 1506 году им
выстроены дворцы Бельведерский и Сан Дамазо. В ватиканском
соборе в этом же году Браманте успевает выстроить четыре
подкупольных столба с арками и парусами часть южной ветви
креста и один из малых куполов. В Лоретто (1507-1509) он
укрепляет начатый Антонио Сангалла купол базалики и выполняет
модель Санта Каза, составляет проект палаццо Апостолико. В Риме
творению Браманте приписываются также Канчеллерия, палацоо Жиро,
дом нотариуса Зандер, церкви Сан Лоренцо ин Дамазо, Сан Чельсо и
Сан Бьяджо, а также колокольня церкви Санта Мария дель Анима.
Первыми работами Браманте в Риме были двор Санта Мария делла
Паче и Темпьетто, а также не сохранившиеся ныне фонтаны на
площади святого Петра.
Застройка
участка между ватиканскими дворцами и Бельведером (летней
резиденцией пап) - один из самых широких замыслов Браманте.
Прототипом Бельведерского дворца послужили римские амфитеатры и
античный храм Фортуны в палестрине. Бельведерский двор, как и
античная палестрина, предназначался для турниров, гимнастических
состязаний мужчин и других массовых зрелищ. Он достраивался
после смерти Донато. Замысел Браманте был искажен постройкой
двух поперечных корпусов для ватиканской библиотеки и Музея
Кьярамонте. Ватикан, как известно, находится на холме
Монте-Ватикано. Первая задача планирующихся на них построек
была представить его как равнину и распоряжаться этим
пространством. Эту задачу прекрасно понимал и решил Браманте.
Строения, образующие ватиканскую палестрину, располагались
уютно и вместе с тем создавали необходимое сакральное
настроение. Этого хотел друг Браманте и его меценат папа Юлий
II.
Скоропостижная смерть папы, повлекшая за собой и смерть Донато,
помешала осуществлению грандиозного замысла.
Проект
собора Святого Петра Браманте был создан еще в 1503 году.
Закладка его произошла спустя три года. Как писал Дж. Вазари,
Браманте «с обычной для себя быстротой заложил фундаменты и до
момента смерти папы и своей собственной довел строительство до
высоты карниза под арками всех четырех столбов и вывел самые
арки с величайшей быстротой и искусством. Вывел он также и свод
главной капеллы с нишей, и в то же время начал строить капеллу,
именуемую капеллой французского короля.
В процессе
строительства он начал выводить арки, используя деревянные ящики
с известковым раствором, в каждом из которых заранее отливается
вся порезка фризов и лиственных узоров, и показал также способ,
как в сооружениях подобного рода выводятся арки с подвешенных
мостков».
Вазари
считает, что все последующие архитекторы только искажали и
портили грандиозный замысел Браманте. Лишь Микеланджело
Буонаротти, который тоже отверг все многочисленные решения
Браманте, удалось без излишних затрат достичь кратоты и
совершенства, достойных гения. Но и он не превзошел замысла
Браманте. Так, если Донато задумал построить собор меньших
размеров, и Буонаротти ничего не смог сделать с первоначальным
проектом.
Браманте
спешил строить собор, словно предчувствуя свою смерть. Готовя
площадку, он разрушил много прекрасных папских гробниц, фресок,
мозаик, и сохранил только алтарь св. Петра и старую апсиду,
украсив ее прекрасным дорическим ордером из пеперина, чтобы в
нем мог поместиться Папа, когда он совершает в соборе
богослужение. Позднее эта апсида и алтарь также были уничтожены
архитекторами, достраивавшими собор.
Достаточно
двух проектов Донато Браманте - собора св. Петра и Бельведера,
чтобы его гений был увековечен. Кстати, гениальным Браманте при
жизни считали Рафаэль и Микеланджело. В «Афинской школе» в
ватиканских станцах (комнатах) Рафаэль изобразил Браманте на
фреске, которую задумал скорее сам Браманте, нежели Рафаэль. А
Микеланджело, создавая свой проект собора св. Петра, писал, что
он «создает не лучшее, чем Браманте, а другое».
Донато
объездил всю Италию и Грецию, обмеряя сохранившиеся развалины
древних строений. Он начал подражать в своих проектах этим
образцам, но , как пишет Вазари, «приумножил красоту и трудности
этого искусства». Донато мог все. Умение его распространялось не
только на цельные здания, но и на обломы карнизов, стволы
колонн, капители, консоли, своды, лестницы и др. - на любые
архитектурные формы.
Осваивая
свою науку, Браманте, безусловно, исходил из образцов древних
греков и римлян. Но вот вздумалось ему украсить фриз наружного
фасада... египетскими письменами. И он это делает, зашифровывая
имена Папы Юлия II
и свое, Браманте: Julio
II Pont Maximo - изобразив в
профиль голову Юлия Цезаря и двухарочный мост, а далее вместо Мax
- обелиск, который стоял на большом
цирке. Ребус расшифровывается так: голова Юлия Цезаря и
двухарочный мост - имя Папы Юлия
II и его величие,
двухарочный мост - II
Pont (рontу
по-итальянски - мост), обелиск - это античный большой цирк -
Circus Maximus.
В церкви
Санта Мария прессо Сан Сатиро Браманте в 1490 году создает
ложный хор: плоский рисунок воспринимался как объемный. Идея
мастера была подхвачена иезуитами - математиком и архитектором
падре Оразио Граце и художником Андреа Поццо, создавшим в 1626
году в церкви святого Игнатия Лойолы ложный купол - оригинальный
символ рая!
Донато
Браманте удалось то, что спустя два столетия безуспешно пытались
сделать французы Корнель, Расин и Мольер - в литературе. Они
тоже исходили из древнегреческих образцов, заимствуя не только
сюжеты, но и архитектуру своих литературных произведений,
создавая пространство и время так, как это делали древние греки
и римляне. Но Эврипид, Эсхил, Софокл и Аристофан остались для
писателей эпохи классицизма недосягаемыми образцами...
<-
Назад
Наверх