diviz
 

Профессор Черносвитов Евгений Васильевич

Заведующий кафедрой, консультант-психиатр, психотерапевт, основоположник СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ и СОЦИАЛЬНОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ в России

                                                          

 
Приглашаю присоединиться ко мне в следующих сервисах:

butt_laboratory

29

 

butt_main butt_df butt_clan.gif butt_oks butt_sm
butt_iez butt_trips butt_kozin butt_anot butt_press
butt_arm 101 butt_ufimski butt_cryo but_ch_f
butt_sologub butt_fond.gif butt_medic jasenovac butt_mosc
butt_samoylova but_mass.gif butt_cont butt_rps butt_shaman_min

ФОРМУЛА СМЕРТИ

О коллекции посмертных масок, принадлежащей философу, писателю и медику Евгению Александровичу ЧЕРНОСВИТОВУ, писали журналисты Франции и Италии, целые полосы посвящали ей «Оракул» и «Мегаполис-экспресс». Сегодня о феномене посмертной маски, о тонкой грани, отделяющей «здесь» и «вечность», рассказывает сам философ в своей статье.

 Передо мной посмертные маски Пушкина, Гоголя, Есенина, Ленина и других — тех, кто оставил след в истории России. Персона (личность, человеческая индивидуальность) — от греческого слова, буквально переводящегося как «то, что за маской».

При жизни все мы носим маски, которые постоянно меняем. Все человеческие эмоции, страсти, переживания — суть маски. То есть все человеческие отношения к кому-либо или к чему-либо, а также к самому себе выражаются посредством масок. Человек надевает маску, как только появляется у него самосознание, то есть где-то между годом и двумя жизни. Снимает маску, когда самосознание затухает. То есть после так называемой биологической смерти. Последняя маска человека — посмертная — отражает период его духовной (еще связанной с земным обитанием) жизни между клинической смертью (когда только что перестало биться сердце и остановилось дыхание) и началом биологической смерти. Это, по земным часам, где-то в пределах 4-7 минут. Каждый в себе самом имеет свой «черный ящик». Тайну умершего можно узнать, если «разговорить» посмертную маску — освещать ее во тьме последовательными круговыми движениями свечей. Мимика застывшей маски в игре света и тени оживает, маска превращается в живое лицо.

Но есть нечто главное, что выражает последняя маска человека, — духовная симметричность.

Простой эксперимент — возьмем свою фотокарточку и приложим к ней перпендикулярно квадратное зеркало с двумя зеркальными сторонами. Посмотрим сначала на то, что показывает нам лицо, составленное из двух правых половинок (одна на фотокарточке, а другая та же самая, но отраженная в зеркале). Оно похоже на наше лицо, но только в той или иной степени. Посмотрим на лицо, составленное из двух левых половинок. Оно тоже похоже на наше лицо и тоже в той или иной степени. Но самое удивительное, эти два — «правое» и «левое» — наши лица различаются друг от друга! Вот вам и доктор Джекилл и мистер Хайд в нас самих!

Возьмём фотокарточки разных лет, например пятнадцать лет назад, десять лет назад, пять лет назад и современную, и проделаем с ними то, что проделали с первой с зеркалом, то увидим очень важную вещь: разница между правыми и левыми лицами с годами уменьшается. Почти что в геометрической прогрессии. Вот, кстати, почему в молодости лица такие выразительные, с яркими чертами, а к старости черты лица сглаживаются, лица как бы расплываются. К смерти разница в правых и левых лицах исчезает! Посмертные маски и выражают эту симметрию. Вне зависимости от того, какую смерть принял человек — свою, по возрасту, по болезни ли, или насильственную, от чужой руки! Каждый умирает своей смертью — как рождается сам, так и уходит из жизни сам.

Полушария нашего головного мозга направлены в противоположные стороны —одно всегда влево, а другое — вправо. Что это значит? То, что одно полушарие направлено в прошлое время (постоянно как бы получает сигналы из прошлого), а другое — в будущее время (постоянно работает с будущим). Между прошлым и будущим и вспыхивает искорка нашего самосознания — миг или то, что мы называем настоящим. «Прошлое» и «будущее» представлены в разновеликих количествах в каждом человеке (в одном больше «прошлого», человек живет своим прошлым, в другом — «будущего», человек больше живет своим будущим). Разница между «прошлым» и «будущим» исчезает в смерти. Это и фиксирует посмертная маска.

Зависит ли скорость утраты функциональной асимметрии от образа жизни человека? Понятно, что если два разных человека приобретут одной и той же марки автомобили и по-разному будут их использовать, то даже при изначально одинаковом сроке годности к использованию автомобили в зависимости от ухода за ними будут возить своих хозяев разные сроки. С человеческим организмом, увы, не так. Как за собой ни ухаживай, как себя ни щади, стремительно и неудержимо функциональная асимметрия исчезает. Здесь как бы присутствует парадоксальность. Один курит, пьет, сгорает на работе, другой не курит и не пьет и страхует себя от всяких перегрузок, а умирает раньше, чем первый. Получается, что вредные-то привычки как бы запрограммированы в жизнедеятельности первого человека и нужны для нормальной работы его организма.

Обратима ли потеря функциональной асимметрии, можно ли биологические часы повернуть вспять? Можн! После каких-то сильных потрясений, не важно, положительных или отрицательных, человек словно молодеет. А у некоторых вообще после определенного возраста как бы начинается новая жизнь. Можно ли как-то повлиять на свой организм, чтобы вернуть какой-то отрезок биологического времени назад? Да, имя этому самовоздействию — медитация. Тут же заметим, что существуют тысячелетия два способа медитирования: восточный и западный. Восточные эзотерические учения описывают первый. Декарт описал второй, определив его как «cogito ergo sum». Естественно, что самая высокая степень функциональной асимметрии — у детей. Но есть еще некий любовный треугольник, возникающий при высокой степени функциональной асимметрии. (Кстати, функциональная асимметрия изначально более выражена у левшей). Имеется в виду очень древняя проблема, которой уделяли много внимания такие умы, как Леонардо да Винчи, Чезаре Ломброзо и Пушкин, — гений, безумие и злодейство. Вот стороны этого треугольника. Огромный процент носящих в себе этот треугольник — левши. Здесь не только лесковский Левша, но и сам Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Ван Гог, Стринберг, Ницше, Достоевский, а также Александр Македонский, Тамерлан, Наполеон, Сталин... Список получается длинный.

Вернемся к формуле смерти. Нужно ли человеку знать, на сколько лет создан его организм? Думаю, что ответ на этот вопрос у каждого свой. У одних, как показывает наш опыт, перспектива узнать дату своей смерти вызывает настоящую панику. У других — отказную реакцию («мне это не интересно!»). У третьих — любопытство, схожее с тем, которое ведет людей к гадалкам, колдунам и ясновидящим (кстати, способности многих колдунов, гадалок и ясновидящих непосредственно связаны с умением улавливать особенности функциональной асимметрии людей).

В Москве работает известный портретист, который может нарисовать портреты любого вашего будущего возраста. Он ничего не знает о формуле смерти, но некоторым своим клиентам, пожелавшим иметь портреты в том или ином своем возрасте, он отказывает, говоря: «Я вас в этом возрасте не вижу». Не только будущее он рисует, но и прошлое. Так, 70-летнего мужчину он нарисовал таким, каким он был в 20 лет, не видя его фотографии. Сходство портрета с фотографиями той поры было полным.

Многие предчувствуют свою смерть и определяют ее заранее, на 20, 30 лет вперед. Это прежде всего натуры, наделенные силой художественного воображения. Известный французский поэт Шарль Бодлер в 15 лет знал, что умрет 46-летним. То есть предсказал свою смерть за 31 год до ее наступления. За 20 лет вперед увидел свои похороны Михаил Афанасьевич Булгаков. Ну а на Руси испокон веков в деревнях знали о себе все наперед, и, конечно, прежде всего о наступлении своего смертного часа. Одни мужики начинали мастерить себе гроб в 25 лет, другие не торопились и в 75. И это — несмотря ни на что: ни на войны, ни на мор, не обходившие наши деревни, как известно, стороной.

                                                                                                                                         Евгений Черносвитов

доктор философии и медицины, танатолог.

 

<- Назад                                                                                                                                                    Наверх

© Черносвитов Е.В., 2007

Используются технологии uCoz