ФОРМУЛА СМЕРТИ
|
О коллекции посмертных масок,
принадлежащей философу, писателю и медику Евгению
Александровичу ЧЕРНОСВИТОВУ, писали журналисты
Франции и Италии, целые полосы посвящали ей «Оракул»
и «Мегаполис-экспресс». Сегодня о феномене
посмертной маски, о тонкой грани, отделяющей «здесь»
и «вечность», рассказывает сам философ в своей
статье.
Передо
мной посмертные маски Пушкина, Гоголя,
Есенина, Ленина и других — тех, кто оставил
след в истории России. Персона (личность,
человеческая индивидуальность) — от греческого
слова, буквально переводящегося как «то, что за
маской».
При жизни все мы носим маски, которые
постоянно меняем. Все человеческие эмоции, страсти,
переживания — суть маски. То есть все человеческие
отношения к кому-либо или к чему-либо, а также к
самому себе выражаются посредством масок. Человек
надевает маску, как только появляется у него
самосознание, то есть где-то между годом и двумя
жизни. Снимает маску, когда самосознание затухает.
То есть после так называемой биологической смерти.
Последняя маска человека — посмертная — отражает
период его духовной (еще связанной с земным
обитанием) жизни между клинической смертью
(когда только что перестало биться сердце и
остановилось дыхание) и началом биологической
смерти. Это, по земным часам, где-то в пределах 4-7
минут. Каждый в себе самом имеет свой «черный ящик».
Тайну умершего можно узнать, если «разговорить»
посмертную маску — освещать ее во тьме
последовательными круговыми движениями свечей.
Мимика застывшей маски в игре света и тени оживает,
маска превращается в живое лицо.
|
Но есть нечто главное, что выражает последняя
маска человека, — духовная симметричность.
Простой эксперимент — возьмем свою
фотокарточку и приложим к ней перпендикулярно квадратное
зеркало с двумя зеркальными сторонами. Посмотрим сначала на
то, что показывает нам лицо, составленное из двух правых
половинок (одна на фотокарточке, а другая та же самая, но
отраженная в зеркале). Оно похоже на наше лицо, но только в
той или иной степени. Посмотрим на лицо, составленное из
двух левых половинок. Оно тоже похоже на наше лицо и тоже в
той или иной степени. Но самое удивительное, эти два —
«правое» и «левое» — наши лица различаются друг от
друга! Вот вам и доктор Джекилл и мистер Хайд в нас самих!
Возьмём фотокарточки разных лет,
например пятнадцать лет назад, десять лет назад, пять лет
назад и современную, и проделаем с ними то, что проделали с
первой с зеркалом, то увидим очень важную вещь:
разница между правыми и левыми лицами с годами уменьшается.
Почти что в геометрической прогрессии. Вот, кстати, почему в
молодости лица такие выразительные, с яркими чертами, а к
старости черты лица сглаживаются, лица как бы расплываются.
К смерти разница в правых и левых лицах исчезает! Посмертные
маски и выражают эту симметрию. Вне зависимости от того,
какую смерть принял человек — свою, по возрасту, по болезни
ли, или насильственную, от чужой руки! Каждый умирает
своей смертью — как рождается сам, так и уходит из жизни
сам.
Полушария нашего головного мозга направлены в
противоположные стороны —одно
всегда влево, а другое — вправо. Что это значит? То, что
одно полушарие направлено в прошлое время (постоянно
как бы получает сигналы из прошлого), а другое — в
будущее время (постоянно работает с будущим). Между
прошлым и будущим и вспыхивает искорка нашего самосознания —
миг или то, что мы называем настоящим. «Прошлое» и «будущее»
представлены в разновеликих количествах в каждом человеке (в
одном больше «прошлого», человек живет своим прошлым, в
другом — «будущего», человек больше живет своим будущим).
Разница между «прошлым» и «будущим» исчезает в смерти. Это и
фиксирует посмертная маска.
Зависит ли скорость
утраты функциональной асимметрии от образа жизни
человека? Понятно, что если два разных человека приобретут
одной и той же марки автомобили и по-разному будут их
использовать, то даже при изначально одинаковом сроке
годности к использованию автомобили в зависимости от ухода
за ними будут возить своих хозяев разные сроки. С
человеческим организмом, увы, не так. Как за собой ни
ухаживай, как себя ни щади, стремительно и неудержимо
функциональная асимметрия исчезает. Здесь как бы
присутствует парадоксальность. Один курит, пьет, сгорает на
работе, другой не курит и не пьет и страхует себя от всяких
перегрузок, а умирает раньше, чем первый. Получается, что
вредные-то привычки как бы запрограммированы в
жизнедеятельности первого человека и нужны для нормальной
работы его организма.
Обратима ли потеря функциональной асимметрии,
можно ли биологические часы повернуть вспять? Можн!
После каких-то сильных потрясений, не важно, положительных
или отрицательных, человек словно молодеет. А у некоторых
вообще после определенного возраста как бы начинается
новая жизнь. Можно ли как-то повлиять на свой организм,
чтобы вернуть какой-то отрезок биологического времени назад?
Да, имя этому самовоздействию — медитация. Тут же
заметим, что существуют тысячелетия два способа
медитирования: восточный и западный. Восточные эзотерические
учения описывают первый. Декарт описал второй, определив его
как «cogito ergo sum».
Естественно, что самая высокая степень функциональной
асимметрии — у детей. Но есть еще некий любовный
треугольник, возникающий при высокой степени функциональной
асимметрии. (Кстати, функциональная асимметрия изначально
более выражена у левшей). Имеется в виду очень
древняя проблема, которой уделяли много внимания такие умы,
как Леонардо да Винчи, Чезаре Ломброзо и Пушкин, — гений,
безумие и злодейство. Вот стороны этого треугольника.
Огромный процент носящих в себе этот треугольник — левши.
Здесь не только лесковский Левша, но и сам Леонардо да
Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Ван Гог, Стринберг, Ницше,
Достоевский, а также Александр Македонский, Тамерлан,
Наполеон, Сталин... Список получается длинный.
Вернемся к формуле смерти. Нужно ли человеку
знать, на сколько лет создан его организм? Думаю, что ответ
на этот вопрос у каждого свой. У одних, как показывает наш
опыт, перспектива узнать дату своей смерти вызывает
настоящую панику. У других — отказную реакцию («мне это не
интересно!»). У третьих — любопытство, схожее с тем, которое
ведет людей к гадалкам, колдунам и ясновидящим (кстати,
способности многих колдунов, гадалок и ясновидящих
непосредственно связаны с умением улавливать особенности
функциональной асимметрии людей).
В Москве работает известный портретист,
который может нарисовать портреты любого вашего будущего
возраста. Он ничего не знает о формуле смерти, но некоторым
своим клиентам, пожелавшим иметь портреты в том или ином
своем возрасте, он отказывает, говоря: «Я вас в этом
возрасте не вижу». Не только будущее он рисует, но и
прошлое. Так, 70-летнего мужчину он нарисовал таким, каким
он был в 20 лет, не видя его фотографии. Сходство портрета с
фотографиями той поры было полным.
Многие предчувствуют свою смерть и определяют
ее заранее, на 20, 30 лет вперед. Это прежде всего натуры,
наделенные силой художественного воображения. Известный
французский поэт Шарль Бодлер в 15 лет знал, что умрет
46-летним. То есть предсказал свою смерть за 31 год до ее
наступления. За 20 лет вперед увидел свои похороны Михаил
Афанасьевич Булгаков. Ну а на Руси испокон веков в деревнях
знали о себе все наперед, и, конечно, прежде всего о
наступлении своего смертного часа. Одни мужики начинали
мастерить себе гроб в 25 лет, другие не торопились и в 75. И
это — несмотря ни на что: ни на войны, ни на мор, не
обходившие наши деревни, как известно, стороной.
Евгений Черносвитов
доктор философии и медицины, танатолог.