Лу Саломе.
Лу Андреас-Саломе – немецкая писательница, одна из самых необычных и легендарных женщин Европы.
Лу родилась в 1861 году в семье генерала русской службы Густава фон Саломе, прибалтийского немца по происхождению. Младшая сестра пяти братьев, она, наверное, ощущала себя подобно андерсоновской Элизе. «Весь мир казался мне населенным братьями», – писала она в своих воспоминаниях.
Она получила хорошее образование, свободно говорит по-французски и немецки. Её интересует все, и культура, и политика, а террористка Вера Засулич становится ее кумиром…
Первым мужчиной, испробовавшим его на себе, был известный своими проповедями пастор Гийо. Поводом к их знакомству послужило чувство глубокого одиночества, невысказанности и тоски, которое Лу очень остро переживала в свои 17 лет. Рискнув, Лу написала об этом человеку, чьи проповеди привлекли ее своей глубиной. Письмо, очевидно, произвело на пастора приятное впечатление, и они встретились. Что-то привлекло его, сорокадвухлетнего, умудренного жизнью, отца двух детей к этой юной, еще не сформировавшейся душе, но уже с неординарными задатками. Эта встреча была первой в череде тех судьбоносных сюжетов, которые круто изменяли ее жизнь…
…Они встретились под апрельским небом вечного города в 1882 году. Фрау Саломе привезла дочь в Рим, не столько следуя программе ее интеллектуальных исканий, сколько для поправки ее здоровья. У Лу были слабые легкие, и любое нервное потрясение вызывало у нее легочное кровотечение. Последним таким потрясением, всерьез напугавшим близких, была история с пастором Гийо, сопровождавшаяся ссорой с матерью и отказом от конфирмации. Гийо помог получить паспорт для отъезда за границу – для человека без вероисповедания это было сделать нелегко.
Судьбоносное знакомство произошло с легкой руки Мальвиды фон Мейзенбух. Это была женщина редкой доброты, гений филантропии, неустанный поборник освобождения женщин и близкий друг Герцена, воспитывающая его дочь Наталью. В Ницше она принимала неустанное участие (он уже был болен); так же деятельно она любила его лучшего друга той поры философа Пауля Рэ. Лу подробно описывает свою стремительно вспыхнувшую дружбу с позитивистом и дарвинистом Рэ, который, хотя и считал женитьбу и деторождение философски нерациональным занятием (о чем и написал ряд этических трудов), тут же сделал Лу предложение.
Предложение Пауля она отклонила бесповоротно, но взамен представила весьма неординарный план: в награду за готовность к риску Рэ получал возможность не только общаться с ней, но даже жить вместе. Общественное мнение ее не волновало. Нарушив принципы своей моральной философии, Рэ принял это предложение. Единственным человеком, у которого Лу и Рэ вызвали не только полное одобрение, но и веселую решимость примкнуть третьим к коалиции, оказался Ницше.
В ожидании Ницше Лу и Рэ блуждали по Риму. В одной из боковых часовен базилики Св. Петра Рэ обнаружил заброшенную исповедальню, в которой она впервые и встретилась с Ницше. Лу сразу покорила его. «Вот душа, которая одним дуновением создала это хрупкое тело», – с задумчивой улыбкой поделился он впечатлением от этой встречи.
Со всей присущей ей одержимостью и энергией Лу хотела построить маленькую интеллектуальную коммуну, философскую «Святую Троицу». Ейк тому времени едва исполнился 21 год, Рэ было 32, Ницше – 38.
До сих пор все мужчины в жизни Лу проходили через своеобразную «конфирмацию» – получения отказа от сделанного ей брачного предложения. Подобная участь ожидала и Ницше. 8 мая (не прошло и месяца со дня знакомства!) он уполномочивает Рэ поговорить с Лу от его имени. Матери Лу в Санкт-Петербург было направлено письмо с официальным предложением. Лу повторила свой отказ, и свое предложение дружбы. Ницше принял предложения Лу и установленные ею границы их отношений.
Как же рассчитывали они превратить столь эксцентричную духовную конструкцию в повседневную действительность? Вполне ли отдавали себе отчет, сколько провокаций для игры чувствами таит в себе подобный замысел? С упрямым романтизмом они уповали на то, что все житейские недоразумения задыхаются «на высоте 6 тысяч футов над уровнем человека», где они собирались существовать.
И все же чреватость этого плана катастрофой была очевидна.
Вся Троица, снятая в Люцерне, на фоне Альп: Ницше и Рэ стоят, запряженные в двуколку, в которой сидит Лу, помахивая кнутиком. Хотя, как пишет Саломе в «Опыте дружбы», и идея композиции, и даже выбор фотографа принадлежали Ницше, не пройдет и года после мучительного разрыва с Лу, как Ницше напишет свое знаменитое: «Ты идешь к женщине? Не забудь плетку!»
Хотя оба друга – Ницше и Рэ – постановили делить между собой эту девушку духовно, в их отношениях не было недостатка в истинно мужских претензиях и соперничестве. Друзья-соперники станут подозревать друг друга…
…Ницше уехал. Этот его поспешный отъезд скорее напоминал бегство. «Сегодня для меня начинается полное одиночество», – обронил он одному из друзей.
На пике отчаяния всего за десять дней он напишет первую часть «Так говорил Заратустра», что позволяет исследователям считать, что именно Лу была прообразом Заратустры. Через 6 лет он сойдет с ума. За эти годы он напишет самые сильные и спорные свои книги…
Сам Ницше писал, что «вряд ли когда-либо между людьми существовала большая философская открытость», чем между ним и Лу.
Итак, это был крах ее утопического проекта об идеальной дружбе между мужчиной и женщиной, разбившегося о такие банальные вещи, как любовь, непонимание, ревность. Но Лу оптимистична – жизнь продолжается.
В 1884 году она начинает работать над своей первой книгой. Пока для нее это лишь времяпровождение, проба сил. Рядом с ней остался влюбленный Пауль Рэ, которого она по-прежнему воспринимает как друга, не более. А он? Он готов ждать, задавая себе вопрос, кому и когда она уступит? Он глубоко обижен, узнав, что Лу выходит замуж. Она пытается объяснить ему, что в их отношениях ничего не изменится, что они останутся по-прежнему друзьями, но в мужском сознании любовь к женщине и дружба с женщиной это не одно и то же. Безнадежно влюбленный, он погиб в горах при странных обстоятельствах, напоминающих самоубийство.
А Лу в 1887 году познакомилась с Фридрихом Карлом Андреасом – профессором университета, специалистом по восточным языкам. Родившись и проведя детство на Яве, впитав в себя две культуры – западно-европейскую и восточную, он был сделан из другого теста, нежели ее предыдущие воздыхатели. Предложив ей руку и сердце и видя, что она продолжает держать его на дистанции, он, у неё на глазах, во время одной из бесед, вонзил себе нож в грудь. История была замята, а Лу неожиданно принимает его предложение. Интересно понять женщину, рьяно выступающую против любви и брака, отказавшую таким блестящим умам, как Ницше и Рэ и которая неожиданно соглашается выйти замуж. Очередная и далеко не единственная загадка в судьбе Лу, превращающейся в Лу Андреас-Саломе.
В любом случае, они стоили друг друга. Особо не обращая внимание на его попытку самоубийства, Лу, сразу же после свадьбы объявила мужу, что не хочет иметь детей, следовательно, и интимные отношения ни к чему. Андреас был старше её на пятнадцать лет.
Она обогнала свою эпоху, выдвинув тезисы о том, что у женщины тоже есть право выбора, женщина, как и мужчина, должна любить и испытывать оргазм, что ребенок должен быть осознан и желаем в семье. Эти и многие другие идеи в дальнейшем лягут в основу ее книги «Эротика», ставшей в свое время бестселлером. В течение сорока трех лет, которые они были женаты, она не разу не уступила ему.
Её сексуальность, которой она так долго пренебрегала, разбудил Георг Ледебур – политический деятель, будущий депутат парламента. Они познакомились в 1892 году, в Берлине. Сначала она пыталась сопротивляться незнакомым ей ощущениям, но его обаяние, сердечность и нежность победили. Лу была покорена его мужской твердостью и необычайной чувствительностью, позволившей ему проникнуть в её, тщательно скрываемую от всех тайну. Однажды он сказал ей – замужней даме: «Вы не женщина, Вы еще девушка». Он привнес очень необходимый элемент в ее существование, она, наконец, научилась жить полноценной жизнью, интеллектуальной и сексуальной. Андреас в гневе, устраивает сцены и, как всегда, его основным оружием были слезы и нож. Своеобразный шантаж, которым он хотел подчинить сильную натуру Лу, на этот раз ничего на дал. Она впервые поднимает вопрос о разводе, Андреас – против. Назревал трудно решаемый конфликт, как с Андреасом, так и с Ледебуром, который любит Лу и не хочет оставаться на вторых ролях.
Но Лу слишком независима, чтобы терпеть условия, выдвигаемые её двумя мужчинами. Она бросает их обоих и в начале 1894 года уезжает в Париж. Да, в семейной жизни она была вынуждена подчиниться желанию мужа, исключавшего всякую идею о разводе, взамен она защищает свое право на интеллектуальную и сексуальную свободу.
По ее дальнейшим многочисленным флиртам и любовным связям в течение десяти лет можно изучать географию Европы. В Париже ее любовником становится драматург Франк Ведкинд; Ричард Бир-Хофман в Вене; доктор Савелий из России; профессор медицины Пинелес из Венского университета, искренне желавший на ней жениться. Но Лу устала думать о разводе, избегая лишних конфликтов с Андреасом.
В конце 90-х годов XIX в. она уже достаточно известна в литературном мире. Лу Андреас-Саломе автор философского трактата «В поиске бога», книг, посвященных Ф. Ницше и Г.Ибсену, повестей «Руфь» и «Фенечка». И именно в этот период в ее жизни появляется Райнер Мария Рильке.
Она – умудренная опытом тридцатипятилетняя женщина, он – начинающий поэт, которому 21 год. Она была старше Рильке на 14 лет, их удивительная близость продолжалась 4 года, – и потом еще 30 лет она оставалась для него самым большим авторитетом и самым близким человеком.
По словам Фрейда, Лу была для него «одновременно музой и внимательной матерью». Благодаря ей происходит становление Рильке как поэта, окунувшегося в глубоко психологическую культуру Достоевского, Репина, Толстого, с которым они встретились в 1899 и 1900 годах. Она организовывает путешествие по Волге, знакомит его с Москвой, Петербургом, Киевом. Все это в дальнейшем вдохновит Лу на создание одного из самых известных ее романов «Родинка».
В 1901 году Рильке женился на скульпторе Кларе Вестхофф. В этом же году у Лу был выкидыш.
И все эти годы рядом с ней был Андреас. Позади остались его слезы и сцены, ничего не меняющие в их отношениях. Удивительный муж, знавший о всех ее увлечениях. Нет, это не были любовные авантюры или похождения женщины, желающей тайно развлечься на стороне. Она ничего не скрывала в своей личной жизни и она никогда не жила за счет мужчин. Он ей многое прощал, впрочем, как и она ему. Кажется, она начала понимать насколько, порой, была жестока с Андреасом, лишив его обыкновенного семейного и отцовского счастья. И, возможно, это она толкнула его к внебрачной связи с их служанкой, от которой у него в 1905 году родилась девочка. Реакция Лу на это событие, как всегда, не ординарна. Она оставляет малышку в их доме, с интересом наблюдая за своим мужем, превратившемся в отца ребенка, рожденного не от нее. В ней явно просыпался психоаналитик.
Пойдет несколько лет и она будет рассматривать эту девочку как свою внучку, а еще через несколько лет она удочерит её, и именно малышка Мари – внебрачная дочь Андреаса, будет рядом с ней все последующие годы, до последних минут ее жизни, ухаживая и искренне любя ее.
B эти же годы в ее творчестве появляется новая тема детства. Она пишет истории для детей на рождественские сюжеты, ее также интересует восприятие детьми религии и искусства. И в дальнейшем она не раз будет возвращаться к этой теме.
Находясь в Швеции у Эллен Кей Лу знакомится с невропатологом Паулем Бьерром, ярым приверженцем Фройда. Тесные отношения с молодым человеком, на 15 лет её моложе, привели к тому, что она сопровождает его в поездке в Ваймар (Германия)…
Лу исполнилось 50, когда она познакомилась с Фрейдом в 1911 году во время работы съезда психоаналитиков в Веймаре. Она вновь начинала все сначала. Он же, не терпевший отступничества в вопросах своей теории, кажется, позволял непозволительное только Лу – ему нравилось, как она дополняла «его анализ своим русским синтезом».
Она многому научилась у Фрейда, сначала как сторонница его идей, затем – как его ученица и, наконец, он становится другом, с которым ее связывало 25 лет дружбы.
Фрейд утверждал, что еще ни в ком не встречал столь высоких этических идеалов, как у Лу. Вообще, именно психоанализ позволил ей окончательно найти себя и почувствовать себя по-настоящему счастливой. Правда, Фрейду так и не удалось заставить ее изменить название ее книги «Благодарность Фрейду» на безличное «Благодарность психоанализу». Фрейд ругал ее за непомерно изматывающую работу, говоря, что одиннадцать часов анализа в день – это слишком. Но психоаналитиком она была от Бога – сохранилось множество восторженных свидетельств ее пациентов.
В этот период психоанализ становится ее основной страстью, заставившей её отвлечься от художественной литературы и от поклонников. Но они, её мужчины, не забывали о ней. Рядом оставался её платонический муж, Рейнер Мария Рильке, превратившийся, после нескольких лет молчания в близкого друга и новый поклонник – издатель Эрнст Пфайфер. Мир по-прежнему казался ей населенным братьями.
…Ну а Фрейд? Был ли он влюблен в Лу? Что это было? Дружба на грани с любовью или любовь на грани с дружбой ... Дружбой длиной в четверть века... Дружбой, прервавшейся 5 февраля 1937 года...
Последними словами, сказанными самой Лу перед смертью, были: «Всю свою жизнь я работала и только работала. Зачем?»…
Немецкий писатель Курт Вольф утверждал, что «ни одна женщина за последние 150 лет не имела более сильного влияния на страны, говорящие на немецком языке, чем Лу фон Саломе из Петербурга».