diviz
 

Профессор Черносвитов Евгений Васильевич

Заведующий кафедрой, консультант-психиатр, психотерапевт, основоположник СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ и СОЦИАЛЬНОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ в России

                                                      

 
Приглашаю присоединиться ко мне в следующих сервисах:

butt_laboratory

29

 

butt_main butt_df butt_clan.gif butt_oks butt_sm
butt_iez butt_trips butt_kozin butt_anot butt_press
butt_arm 101 butt_ufimski butt_cryo but_ch_f
butt_sologub butt_fond.gif butt_medic jasenovac butt_mosc
butt_samoylova but_mass.gif butt_cont butt_rps butt_shaman_min

УДК 614.253.8+616-092:[612.821+614.71(049.32)

 

В. Милев, К. Мечков. Медицинская психология. Учебник для студентов. — София, 1985.— 155 с. (В. Милев, К. Мечков. Медицинская психология. Учебник для студенти по психология. — София: Медицина и физкултура, 1985. — 155 с.)

 

Рецензируемая книга представляет собой 2-е издание «Медицинской психологии» — учебника для студентов медицинских институтов (1-е издание вышло в 1981 г.), написанного известными болгарскими психиатрами и медицинскими психологами В. Милевым и К. Мечковым. Это издание существенно изменено и дополнено, преимущественно за счет разделов по психологии больного, психотерапии и профилактике психических заболеваний. Особое место в нем отводится проблеме соматопсихологии. В отдельный раздел вошли вопросы дискуссионного характера, связанные с проблемой сознания и ценностного аспекта личности. Настоящий учебник, по признанию авторов, преследует цель дать студентам-медикам полное представление о медицинской психологии, обогащенной за последнее время вкладом, который внесла в ее область психиатрия.

Во введении представлены краткие исторические данные по медицинской психологии, отмечается роль советских психиатров в деле развития этой новой отрасли медицины. В разделе «Медицинская психология как наука» авторы выделяют основные задачи, которые решает современная медицинская психология. Это отношение больного к заболеванию (индивидуальное значение болезни, социальное значение болезни), взаимоотношения больного и окружающей его среды (несоциальная природная среда, социальная среда, включающая бытовые условия, условия трудовой деятельности, условия пребывания в больнице). Особо подчеркивается значение взаимоотношений между больными и медицинским персоналом. В этих взаимоотношениях выделяются этический и деонтологический аспекты. Авторы верно отмечают, что медицинская психология как наука базируется на знаниях структуры нормальной психической деятельности в условиях здоровья и болезни.

Авторы подробно рассматривают во введении структуру нормальной психической деятельности, много внимания уделяют при этом категориальному аппарату. Анализируются такие сложные вопросы, как понятия сознания, психической адаптации, взаимодействие личности и болезни, конституция человека и конституционные типы. Особое внимание отводится новому аспекту медицинской психологии — аксиологии (аксиатики), где центральным выступает понятие ценностного отношения (отношения личности как субъекта с миром вещей, явлений, других личностей как неких ценностей). Психологические защитные механизмы личности, по мнению авторов, нельзя раскрыть вне ценностного подхода к человеку как субъекту. Только в этом ключе расшифровываются и сложные взаимосвязи сознательного и бессознательного. Авторы вводят новое понятие аксиопатологии, которое, по их мнению, объясняет особенности психологической защиты человека в его сложной системе отношений, возникающей в состоянии болезни. Во введений подчеркивается также необходимость обоснованного использования современных достижений медицинской психологии в лечебно-реабилитационном процессе при любом заболевании.

В главе, посвященной психологии больного, авторы выделяют раздел соматогений и психогений, отдельно рассматривают вопросы ятрогений. Общие и частные вопросы психологии больного разбираются на клиническом материале различных заболеваний (психических, неврологических и др.). Особого внимания заслуживает детально рассмотренная авторами проблема психосоматических заболеваний. Авторы верно подчеркивают, что, несмотря на то что психосоматическое направление в медицине возникло еще во время Гиппократа, до настоящего времени объем и граница указанных заболеваний окончательно не установлены. Подвергается обоснованной критике концепция некоторых представителей западных психосоматических школ о специфичности эффективных расстройств и телесных функций, базирующихся на взглядах ортодоксального фрейдизма. Пансексуалистским взглядам авторы противопоставляют свое понимание психосоматических отношений, базирующееся на материалистических представлениях о кортико-висцеральных связях.

В главе «Психика и лечебное воздействие» интересны разделы, посвященные психологическим проблемам медикаментозного лечения. Здесь подробно рассмотрены некоторые стороны современного врачевания («антимедицина», «народная медицина», негативное отношение к лекарствам, токсикоманические и суицидальные тенденции среди больных, возникшие в связи с приемом лекарств, фармакогенный патоморфоз заболеваний и др.).

В главе, посвященной психотерапии, подробно излагаются исторические взгляды на роль и место психотерапевтического воздействия на больного и приводится собственная классификация психотерапевтических методов (глава написана А. Алексиевым и В. Милевым). Психотерапевтические методы делятся на три группы: рациональные, волевые и эффективные. Они включают все известные до сих пор психотерапевтические методики — от гипнотерапии и аутотренинга до семейной психотерапии и социотерапии. Следует отметить раздел о групповой психотерапии, психологические истоки которой авторы видят еще в древних психических эпидемиях и храмовой медицине. Они предлагают свои варианты групповой психотерапии, вводят понятия «открытой» и «закрытой» группы (в последней все больные одновременно начинают и заканчивают курс лечения, в «открытой» группе происходит постоянное движение выписывающихся и вновь поступивших больных). Касаясь психосоциальных факторов заболеваний и их предупреждения, авторы обосновывают необходимость создания среди различных категорий больных «терапевтического общества» и подробно излагают принципы и характер организации таких содружеств. Отдельными разделами представлена психотерапия при психических заболеваниях, алкоголизме и психосоматических расстройствах.

В главе «Психологические и этические проблемы в лечебном процессе» авторы особо выделяют проблему медицинской тайны, раскрытие которой считают уголовно наказуемым действием, подпадающим под 145-ю статью Уголовного кодекса НРБ (лишение свободы до 1 года или штраф до 200 левов). Здесь же подробно рассматриваются права и обязанности медицинского работника по отношению к больному и больного по отношению к медицинскому работнику.

Последняя глава посвящена вопросам формирования, укрепления и восстановления психического здоровья. Авторы подробно обсуждают проблему превентивной психиатрии и вводят понятие психовалеологйи (от «психе» — «душа» и «валео» — «быть здоровым»). К превентивной психиатрии авторы относят такие разделы, как психовалеология, психогигиена, психопрофилактика и психофармакосанация., Под последней понимается широкое применение различных фармакологических средств для профилактики психических расстройств (это понятие аналогично понятию «медикаментозная защита» Ю. А. Александровского).

Психовалеология рассматривается в особом разделе вместе с вопросами психогигиены. Особое место здесь отводится проблемам внутрисемейных отношений (эмоциональный климат в семье, «отцы и дети», состояния эмоциональной депривации, фрустрации, «кризисные» ситуации).

Рецензируемая книга вполне отвечает требованиям, предъявляемым к современному учебнику по медицинской психологии. В ней четко изложены основные цели и задачи медицинской психологии на настоящем этапе. К заслугам авторов, несомненно, относится и то, что они не обходят стороной дискуссионные вопросы и смело предлагают собственные решения, обоснованно вводят новые понятия, органически увязывают их с традиционными общепринятыми.

К числу недостатков учебника можно отнести некоторую схематичность изложения ряда важных вопросов (проблема сознательного — бессознательного, психическая травма, суггестия как фактор психотерапевтического воздействия и др.).

Книга В. Милева и К. Мечкова, несомненно, полезна для студентов и преподавателей медицинских вузов, врачей всех профилей и особенно для психиатров, психотерапевтов и медицинских психологов.

Е. В. Черносвитов,

Р. С. Яцемирская (Московская область)

<- Назад                                                                                                                                                    Наверх

© Черносвитов Е.В., 2007

Используются технологии uCoz