diviz
 

Профессор Черносвитов Евгений Васильевич

Заведующий кафедрой, консультант-психиатр, психотерапевт, основоположник СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ и СОЦИАЛЬНОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ в России

                                                      

 
Приглашаю присоединиться ко мне в следующих сервисах:

butt_laboratory

29

 

butt_main butt_df butt_clan.gif butt_oks butt_sm
butt_iez butt_trips butt_kozin butt_anot butt_press
butt_arm 101 butt_ufimski butt_cryo but_ch_f
butt_sologub butt_fond.gif butt_medic jasenovac butt_mosc
butt_samoylova but_mass.gif butt_cont butt_rps butt_shaman_min

Нанайская медицина

(Опубликовано в газете «Гороскоп», № 4, 1998 год.) 

 

         Более четверти века я занимаюсь изучением народной медицины коренных жителей Дальнего Востока, испокон веков проживающих по берегам могучих рек и самого Тихого океана.

         Для меня все началось с массового геологического похода 1959 года, в котором принимала участие молодежь всей страны, в том числе и я. Наша группа вышла из поселка Сусанино, что на Амуре. Проводником у нас был, естественно, нанаец. Шли мы через тайгу в поисках "серебряной горы" — легендарного места, где кроме серебра должны были нейти и большие запасы золота.

         Возраст проводника определить было трудно, ростом он был 1 метр 52 сантиметра, худой, как щепка, глаз совсем не было видно, все лицо — густая паутина морщин и складок. Звали его Ульгучье.

         Ульгучье оказался прямо-таки живой легендой. Оказывается, на Дальнем Востоке все его знали и звали "Сусанин", ибо во время гражданской войны, подвизаясь на службе у японских оккупантов проводником, он потопил в болотах не один вражеский отряд. "Сусанино — это в мою честь!" — шутил Ульгучье.

         Много можно было о нем рассказать... Как он, например, в тайге, где духота, испарения, мириады гнуса, заросли как в тропических лесах, мог идти десятки километров без капельки пота на коричневом от ветра и солнца лице, без всяких признаков усталости или одышки, расчищая ловкими ударами своего ножа от кустарника дорогу, перепрыгивая через валежник или вытаскивая ноги из топи... "Дорога" была такая, что к концу с ним остались только трое из нашего отряда, самые выносливые, самые спортивные.

         Мы обратили внимание, что он всю дорогу что-то жевал, поплевывая.

        Когда мы вчетвером наконец достигли цели и развели костер, он поделился с нами таинствами нанайского врачевания — был он ко всему прочему знаменитым лекарем и знали его коренные жители всех побережий Дальнего Востока. Он обижался, что врачи местные его знаниями пренебрегают и запрещают больным к нему обращаться. Но самое страшное — так как он последний из своего рода, а лекари из других родов не имеют права (табу!) перенимать его знание и навыки, то все уйдет за "синие горы" вместе с ним...

        Друзья мои начинают, мерно посапывая, засыпать, а я слушаю рассказ Ульгучье. Первое мое посвящение в премудрости "нанайской" медицины.

        Передаю рассказ своими словами, не копируя ни речи, ни последовательности рассказа Ульгучье

        У каждого рода свои секреты врачевания. Есть много общего у всех жителей побережий, есть такое, что одни успешно используют, а другие не признают или даже запрещают. Это касается и траволечения, и использования органов, жидкостей и тканей животных, птиц и рептилий с лечебной целью. Так, грибы в лечебной цели используют только нанайцы и удэгейцы, а ульчи и орочи, и эвены их не признают и даже не используют в пищу.

        Удэгейцы знают 66 видов растений, ульчи — 63, нанайцы — 72, орочи — 15, нивхи — 10, эвены — 100 видов растений и трав, которые используют для лечения различных недугов. Удэгейцы и эвены, убивая животного (медведя, изюбра, кабана, лося — удэгейцы, а также соболя, куницу, лисицу, волка, оленя — эвены), всегда рассматривают содержимое его желудка: чем животное питалось, в каком при этом состоянии находилось... Ранит, например, охотник зверя, убежит тот от него, добьет он его дня через 3 — 4, вспорет желудок — и ясно, какими травами зверь лечился, поправлял свои силы, останавливал себе кровь, боролся с заражением.

        Нанайцы используют в растении абсолютно все: плоды, цветы, кору, корень. Широко используется труха, остающаяся после сена, собранного из высушенной травы в полноцветье. Делаются из растений (трав, кустарников, деревьев, коими богата дальневосточная тайга) настои, отвары, настойки, мази, порошки. Для настоев и растворов широко используются соки трав и деревьев, жир (медведя, нутряной жир изюбра, кабана, крыс, птиц, рыб), желчь, рыбьи мозги, молока, икра, а также прокипяченная моча. Но на первом месте стоит, конечно, кровь — и как самостоятельное сырье для лекарства, и как растворитель.

        Всем известны панты и сушеные хвосты молодого изюбра. Нанайцы из пантов, варя их в сахарном сиропе и добавляя туда различные травяные приправы, изготовляют великолепный по вкусу и эффекту мармелад: универсальное средство от всех недугов, превосходящее женьшень.

        Широко применяют такой простой и всем известный багульник, или "санкурэ" по-нанайски. О нем — особо. Вернемся к моей беседе с Ульгучье там, у костра, в 1959 году.

        "Сейчас я тебе покажу то, что ты захочешь". — "Как это так? Ты что — меня загипнотизируешь?" — "Я сделаю с тобой то, что делают наши шаманы!" — "Ты что — и шаман тоже?" — "Нет, я не шаман, ибо в роду Ульгучье шаманов не было, но кое-что знаю из их ремесла и умею!" Любопытству моему, конечно, не было границ, и я согласился. Ульгучье быстро встал и тремя прыжками исчез в тайге. Вскоре вернулся, неся с собой какие-то ветки с небольшими редкими цветками (багульник, я узнал). Охапку багульника он бросил в костер, подтолкнул меня к нему, когда пламя взметнулось, охватывая багульник, вверх. В ноздри мне сильно ударили струи дыма. Ульгучье велел мне крепко зажмуриться и большими пальцами крепко надавить за мочками ушей, что я и сделал. "Дыши быстро и полным ртом вдыхай дым!" — приказал он, стоя у меня за спиной. Я начал задыхаться от дыма, в горле запершило, появился тошнотворный комок. "Потерпи секунду — пройдет!" — как бы зная, что я чувствую, отрывисто сказал Ульгучье. Я терпел, еле сдерживаясь. Сколько — не помню. Вдруг все изменилось. Я открыл глаза — был яркий, солнечный день. Вокруг меня был весь в цвету вишневый сад. Жужжали пчелы, перелетая с цветка на цветок. Навстречу мне, легонько поднимая цветущие ветки вишни, шла Наташа, моя любовь, моя мечта. Шла ко мне. Громадные синие глаза ее сияли...

        Когда я очнулся, дым багульника исчез, угли гасли — видно, прошло несколько минут, а то и около часа. "Наши шаманы используют багульник во время камлания и таким образом очаровывают окружающих. Он также широко используется для индивидуального дымолечения".

        ...Дымолечение: берется железная кружка, изнутри смазывается жиром животного, на небольшом костре сжигается целебное растение, дым урывливается кружкой и или подносится к больному месту, или им дышат. Иногда на жир капают что-нибудь из целебных растворов, например раствор пиона, саранки, лука маньчжурского, черемши, еловой смолы или аконита, мухомора, бледной поганки...

        Нанайцы широко используют личинки насекомых. Из личинок навозных мух, высушенных и растертых в порошок, они изготовляют великолепные антисептические, стимулирующие заживление гнойных ран порошки. Личинки рыжих муравьев, настоянные в сахарном сиропе, используют от грудной жабы, бронхитов, воспаления легких, различных удуший. Очень популярны у них порошки из осиных сот, растертых вместе с засушенными личинками ос.

        Специально для мужчин (и ослабленных больных) кроме пантов и хвостов изюбра плавательные пузыри рыб в сушеном виде, "струя кабарги" — мускусная железа самцов, половые органы (засушенные) грызунов, свежий мозг крупного зверя или рыбы, "замаринованная" в негашеной извести змея. Поделился со мной Ульгучье и эффективными методами лечения алкоголиков, которые я не раз применял на практике, уже будучи врачом.

        1. В водку, вылитую в таз, бросают живую рыбу (щуку, сома, амурскую касатку), пока она не сдохнет. Потом этой водкой угощают пьющего запойно... Эффект на год неприятия даже запаха алкоголя обеспечен.

        2. На закуску пьющему дают вареные грибы "навозники" — тот же эффект.

        Ульгучье принадлежат следующие афоризмы: "Избегай теплой воды — она расслабляет жизненные силы организма", "Купайся в талой воде, при ледоходе, в снежных сугробах и при ледостое — это шибко организм укрепляет!", "Тепло четырех видов только полезно: нагретого солнцем дерева, камня, таежного воздуха и... женщины! Остальное — вредно!".

Евгений Черносвитов,

профессор философии и медицины

 

<- Назад                                                                                                                                                    Наверх

© Черносвитов Е.В., 2007

Используются технологии uCoz