diviz
 

Профессор Черносвитов Евгений Васильевич

Заведующий кафедрой, консультант-психиатр, психотерапевт, основоположник СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ и СОЦИАЛЬНОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ в России

                                                      

 
Приглашаю присоединиться ко мне в следующих сервисах:

butt_laboratory

29

 

butt_main butt_df butt_clan.gif butt_oks butt_sm
butt_iez butt_trips butt_kozin butt_anot butt_press
butt_arm 101 butt_ufimski butt_cryo but_ch_f
butt_sologub butt_fond.gif butt_medic jasenovac butt_mosc
butt_samoylova but_mass.gif butt_cont butt_rps butt_shaman_min

Опубликовано в газете «Правда» №363, 29 декабря 1989 года.

 

ДИАЛОГ НА КАПРИ

 

«Нужно начинать с Капри», — решила группа советских литераторов, философов и ученых.

«Да, именно на Капри давайте встретимся и поговорим о нашем общем деле в «текущем моменте», — поддержали ее представители русского духовенства. Возобновляя диалог марксистов и христиан, верующих и представителей позитивной науки, нужно найти некую исходную позицию, вернуться к тому с чего начинали. Так, вспомнили школу на о. Капри (Италия), организованную А. М. Горьким для рабочих, и вернулись к жарким идейным баталиям, которые разгорелись на Капри в 1908 г. между Лениным, Горьким и Богдановым.

Русская история, духовные поиски русских философов, писателей и представителей Русского православия, жертвенный опыт строительства первого в мире социалистического государства всегда были под пристальным вниманием итальянцев. Но особенно их интерес обострился в связи с событиями сегодняшнего дня. Выразителем этого интереса и явилась инициатива римского философа и филолога, соратника и друга известного французского психоаналитика Ж. Лакана, священника Ордена иезуитов отца Эджидио Гуидубальди, который при поддержке ведущих филологов и славистов Италии организовал постуниверситет «Горький» на основе «Новой каприйской школы».

Так, с 20 ноября по 3 декабря 1989 г. на Капри прошли Дни русской культуры, организованные при участии Института мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР и постуниверситета «Горький». Цикл встреч советских и итальянских ученых, писателей, деятелей искусства, а также представителей русского духовенства и итальянских священников Ордена иезуитов был приурочен к визиту главы Советского государства М. С. Горбачева в Италию.

Традиция русской философии (В. Соловьев, Н. Бердяев, В, Розанов, Е. Трубецкой, отец П. Флоренский, протоиерей С. Булгаков и др.), возобновляемая столь стремительно сейчас в Советском Союзе, жила, действовала и развивалась в Европе все эти годы. Идеи всеединства, соборности, приоритета духовных ценностей, отношение к злу (непротивление или сопротивление силой?) — обсуждение этих тем сейчас на Капри вызвало напряжённейшую дискуссию среди всех ее участников, будь то советские или итальянские литераторы и философы, представители русского Духовенства и марксисты: учения Толстого и Достоевского, Маркса и Ильина, Соловьева и Флоренского, марксистов и Н. Федорова подвергались всестороннему рассмотрению в едином плане — жгучей необходимости в ответах, которых требуют бурные и нелегкие дни преобразований в Советском Союзе. «Русские всегда лучше нас, итальянцев и европейцев, понимали Данте, и сейчас он, «последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени» (Ф. Энгельс), больше с вами, чем с нами»,—прозвучало в выступлениях отца Э. Гуидубальди и известного итальянского слависта Е. Бацарелли. Слушая выступления советских писателей и философов, итальянские ученые признали, что «русская философская традиция сейчас в надежных руках» (Э. Клейн).

Подводя итоги встреч на Капри и отмечая, что «каприйская школа возрождается на наших глазах и в новом качестве», возглавляющий советскую группу литераторов зам. директора Института мировой литературы им. А. М. Горького П.. Палиевский пожелал, чтобы «новая каприйская школа явилась одним из камней в фундаменте общего европейского дома».

Советская делегация приняла участие также в подписании договора о передаче виллы И. Л. Соллогуб Советскому фонду культуры теперь на Капри будет кусочек советской земли.

4—5 декабря в Риме продолжились «каприйские встречи». На «круглом столе», организованном в одном из помещений Ордена иезуитов, итальянцев очень интересовал вопрос отношения русских к психоанализу. Ибо, по мнению европейских психоаналитиков, в частности отца Э. Гуидубальди, «психоанализ может помочь в деле революции без оружия», в решении «некоторых государственных проблем, которые стоят сейчас перед советским обществом». Выступили психоаналитик А. Ангелини, философ и психиатр Е. Черносвитов (Философское общество СССР), писатель П. Палиевский. Было решено, что итальянская психоаналитическая ассоциация обратится в Философское общество СССР, секцию философских проблем человека с предложением провести международный симпозиум по психоанализу в Москве.

«Новая каприйская школа» продолжит свою работу в марте 1990 г. в Москве и Ленинграде, в июне — июле в Италии.

 Е. ЧЕРНОСВИТОВ.

 
<- Назад                                                                                                                                                    Наверх

© Черносвитов Е.В., 2007

Используются технологии uCoz