diviz
 

Профессор Черносвитов Евгений Васильевич

Заведующий кафедрой, консультант-психиатр, психотерапевт, основоположник СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ и СОЦИАЛЬНОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ в России

                                                          

 
Приглашаю присоединиться ко мне в следующих сервисах:

butt_laboratory

29

 

butt_main butt_df butt_clan.gif butt_oks butt_sm
butt_iez butt_trips butt_kozin butt_anot butt_press
butt_arm 101 butt_ufimski butt_cryo but_ch_f
butt_sologub butt_fond.gif butt_medic jasenovac butt_mosc
butt_samoylova but_mass.gif butt_cont butt_rps butt_shaman_min

ПОСЛЕДНЕЕ ЛИЦО

 Эта коллекция считается не экспозиционной. Ее прячут от посторонних глаз и, может быть, правильно делают...

Деревянные ячейки застеклены и защелкнуты на ключ. Миниатюрные склепы. Распахиваешь дверцу - веет холодным дыханием смерти и бессмертия. Эти маски запечатлели последние движения лиц гениев - политиков, писателей, музыкантов, поэтов, актеров. К уникальному собранию посмертных масок, которое хранится в запасниках Третьяковки, имеет доступ лишь узкий круг специалистов.

Вот крупные, чуть размытые черты трагически погибшего Чкалова. Печальное, почти живое лицо Горького. Последнее выражение лица Дзержинского кажется зловещим. Маяковский. Такая трагическая жизнь и смерть - и безмятежно прекрасное лицо. Правда, положение его необычно, чуть на боку, - возможно, чтобы скрыть пулевую рану. Выделяется своей массивностью маска - почти бюст - "отца народов" Сталина. А рядом слепки его рук. В сравнении с величественным лицом они выглядят маленькими, пухленькими, женственными.

Трудно работать хранителем этой коллекции. Говорят, что, даже побывав здесь однажды, можно притянуть к себе несчастье. "Сначала и мне было жутковато, - рассказывает научный сотрудник Людмила Квашнина, она продержалась на этой должности немало лет, сейчас перешла на другую работу. - Эту коллекцию передали в Третьяковку в 1953 г. после кончины скульптора Меркурова, автора большинства посмертных масок известных людей. Долгое время маски хранились в подвалах. Когда извлекали их оттуда, пришлось изрядно потрудиться. Каждую маску скрывала еще одна - толстый слой пыли. Преодолевая ужас, чистили реликвии пылесосом..."

А что же тогда должен был ощущать сам скульптор Сергей Меркуров, сделавший десятки слепков с мертвых лиц, в том числе Льва Толстого и Ленина? Эстафету от Сергея Меркурова приняли другие скульпторы - Матвей Манизер, автор посмертной маски Сталина, Иулиан Рукавишников, делавший посмертные слепки с лиц современных политических деятелей. В его мастерской хранятся маски Леонида Брежнева, Михаила Суслова, Юрия Андропова.

 

 Мне удалось побеседовать с мастером.

-  Иулиан Митрофанович, ясно, что посмертные маски - это исторические реликвии, и в первую очередь они представляют интерес для историков, писателей, художников. Но ходят, например, слухи, что существует маска Сергея Есенина, которая содержит в себе тайну смерти поэта. И даже что человек, попытавшийся разгадать эту тайну, умер не своей смертью.

- Не слышал. Скорее это выдумки.

Но может ли в принципе посмертная маска помочь следователям и криминалистам?

- Думаю, что да. Ведь посмертная маска передает все движения мышц. По ней можно определить эмоциональное состояние, характер болезни умершего. Мне доводилось видеть маски великих, запечатлевшие душевные и физические муки, потрясение, опустошенность.

Посмертные маски могут быть и опасными свидетелями. Доктор медицинских наук, профессор Евгений Черносвитов давно исследует эту проблему. В его квартире живут вторые копии посмертных масок Пушкина, Достоевского, Гоголя, Свердлова. И даже Петра Первого. "Допустим, - говорит Евгений Черносвитов, - что в короткий промежуток между клинической и биологической смертью человека, когда мышцы продолжают сокращаться, продолжается и духовно-психическая жизнь. Возможно, в этот короткий период человек и подводит итог своей жизни. Отсюда и последнее выражение лица. Посмертная маска беспощадно срывает все предыдущие "жизненные маски". Смерть обнажает сущность человека.

Над ковром висит посмертная маска Достоевского. Современники считали его человеком трудным, порочным. А в "последнем лице" его столько благородства, оно несет мощный заряд нравственной силы. Оказывается, в течение какого-то времени после клинической смерти сокращаются не только мышцы, но и голосовые связки. Евгений Черносвитов пытался "оживить" маски и заставить их говорить. Работая с масками, Евгений Васильевич сделал открытие. Посмертная маска абсолютно симметрична. Человек же, когда рождается, асимметричен, но умирает с симметричным лицом, истратив данную ему как бы свыше асимметрию. И один человек может "израсходовать" ее в 100 лет, другой - всего в 25.

Решаюсь на эксперимент, протягиваю ученому две свои фотографии, сделанные с разницей в десять лет. Не без внутреннего содрогания жду ответа, сколько же "шагреневой кожи" мне осталось. Оказывается, проверить это очень просто и доступно каждому. Квадратное зеркальце ставится перпендикулярно сначала к одной половинке лица, потом к другой. Принято считать: чем больше разница в этих ликах, тем больше способностей, талантов дано человеку, тем он сложнее и глубже. И тем дольше ему предстоит жить. Недавно, обследуя своих друзей на асимметрию, Евгений Васильевич вдруг обнаружил, что у самого молодого из них лицо симметрично. Тот поначалу впал в состояние паники, а потом махнул рукой, дескать, все это ерунда. Через два дня его убили у подъезда собственного дома.

По мнению некоторых ученых, просчитывая скорость утраты асимметрии, можно вывести формулу смерти для каждого. И никакой мистики в этом нет.

Татьяна Харламова.

фото Евгения Грабилина
 
<- Назад                                                                                                                                                    Наверх

© Черносвитов Е.В., 2007

Используются технологии uCoz